Обзор законодательства. Ноябрь 2022
5 Декабря 2022

Обзор законодательства. Ноябрь 2022

I. Действующее законодательство

Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

1. Постановление Правительства РФ №2171 от 30.11.2022 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2023 год»

Постановление определяет потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в РФ на 2023 год, а также утверждает квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в РФ на основании виз.

На 2023 год устанавливается потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы, в количестве 123 943 человек. Самая большая квота утверждена для рабочих, занятых на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах — 32 808 человек.

 Начало действия документа - 09.12.2022.

 

2. Постановление Правительства РФ от 14.11.2022 N 2057 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Установлены предельные размеры обеспечения исполнения госконтрактов, условиями которых предусматривается выплата авансового платежа, подлежащего казначейскому сопровождению.

Согласно принятому постановлению размер обеспечения не может превышать:

20% начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер аванса, в случае если цена контракта составляет менее 1 млрд. рублей;

15% начальной (максимальной) цены, уменьшенной на размер аванса, в случае если такая цена составляет 1 млрд. рублей и более.

Начало действия документа - 24.11.2022.


3. Приказ Минстроя России от 02.11.2022 № 929/пр «Об утверждении требований к формату документов, используемых при осуществлении регионального государственного строительного надзора и составляемых в электронной форме»

Приказ издан в рамках работ по созданию цифровой вертикали органов государственного строительного надзора с целью установления единых требований к формату документов, используемых при осуществлении регионального государственного строительного надзора и составляемых в электронной форме, упрощения процедуры их предоставления, а также сокращения временных затрат участников строительного рынка на оформление документов.

Согласно приказу, документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лицами, обладающими полномочиями на их подписание. Электронные документы формируются и предоставляются в виде файлов в формате xml. При этом, если оригинал документа, являющийся приложением к электронному документу, выдан и подписан на бумажном носителе, допускается формирование его электронной формы путем сканирования с оригинала документа. Xml-схемы, опубликованные на сайте Минстроя России, вводятся в действие по истечении трех месяцев со дня их размещения.

Начало действия документа - 02.12.2022.

 

4. Письмо Минстроя России от 15.11.2022 N 60396-ИФ/04 «О применении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130»

Минстроем даны разъяснения по вопросу подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения.

Рассмотрены положения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2130 и    Методических указаний по расчету подключенной мощности (нагрузки) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Минстроя России от 4 августа 2022 г. N 642/пр.

Отмечается, что срок действия Методических указаний ограничен 29 февраля 2028 г. Включительно и, таким образом, соотнесен со сроком действия Правил.

 

5. Письмо Минстроя России от 11.11.2022 N 59499-АВ/09 «О разъяснении положений Приказа Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр в отношении контрактов на выполнение работ по благоустройству территорий».

Возможность изменения существенных условий контракта не распространяется на контракты по благоустройству территорий.

Сообщается, в частности, что согласно части 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Учитывая изложенное, благоустройство территории не относится к объектам капитального строительства.

Таким образом, положения Постановления Правительства РФ от 9 августа 2022 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, не распространяются на контракты, предметом которых является благоустройство.

 

Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.10.2022 № 614н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области инженерно-гидрометеорологических изысканий для градостроительной деятельности" (Зарегистрирован 08.11.2022 № 70863)

Целью профессиональной деятельности данных специалистов является комплексное изучение гидрометеорологических условий территории строительства.

Приводится описание трудовых функций, устанавливаются требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, другие характеристики.

Настоящий приказ вступает в силу 01.03.2023г. и действует до 1 марта 2029 г.


7. Письмо Минстроя России от 26.10.2022 N 55956-СМ/08 «О направлении методических рекомендаций "О реализации главным инженером проекта положений части 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части внесения изменений в проектную документацию»

Отмечено, что главный инженер проекта вправе утвердить изменения, вносимые в проектную документацию, в том числе в случае, когда такие изменения затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства в части замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы.

Все иные изменения могут по решению застройщика или технического заказчика оцениваться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые проверят соответствие внесенных в проектную документацию изменений установленным требованиям.

Решение о внесении изменений без предоставления проектной документации на повторную экспертизу должно приниматься застройщиком (техническим заказчиком) по представлению главного инженера проекта исключительно при оценке всего комплекса факторов, влияние которых может повлечь данное изменение, и должно рассматриваться в каждом отдельном случае индивидуально, включая выдачу на ввод в эксплуатацию разрешения на ввод отдельного этапа строительство объекта капитального строительства.

  

8. Письмо ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 28.11.2022 N 01-01-17/20173-НБ «Об оценке результатов инженерно-экологических изысканий на земельных участках, предназначенных для размещения временных зданий и сооружений»

При проведении государственной экспертизы оценка результатов инженерно-экологических изысканий осуществляется в том числе на земельных участках, предназначенных для размещения временных зданий и сооружений.

Такие здания и сооружения должны быть предусмотрены решениями в рамках проектной документации по объектам капитального строительства и их частям, в том числе находящимся за пределами границ полосы отвода линейного объекта. При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями пунктов 4.18 и 8.1.5 СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" необходимость выполнения отдельных видов инженерно-экологических работ и исследований в составе инженерно-экологических изысканий (в том числе проводимых для участков размещения временных зданий и сооружений, предусмотренных в проектной документации), условия их комплексирования и взаимозаменяемости следует устанавливать в программе проведения инженерных изысканий с учетом задания, вида градостроительной деятельности и этапа инженерных изысканий, вида и назначения объектов капитального строительства, особенностей природных условий и степени их изученности.

   

Сфера применения: ЗАКУПКИ

 

9. Федеральный закон от 04.11.2022 N 420-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия части 5 статьи 2 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Подписан закон, продлевающий действие ряда антикризисных мер для поддержки заказчиков и участников госзакупок на 2023 год.

Документом до 31 декабря 2023 года продлевается возможность для Правительства РФ и региональных органов власти устанавливать иные, чем закреплены в законодательстве, случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для госнужд у единственного поставщика. Также Правительству РФ предоставлено право до 31 декабря 2023 года устанавливать дополнительные случаи применения закрытых способов осуществления закупок.

Кроме этого, законом предусматривается, в частности, следующее:

- изменение существенных условий заключенного контракта, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, допускается по соглашению сторон до 1 января 2024 года;

- Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению перечня органов и госучреждений, которые смогут осуществлять закупки у единственного поставщика в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства;

- устанавливается новое основание для закупок у единственного поставщика - в случае заключения контракта на оказание услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва.

 

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2022   № 1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

08.11.2022 на Официальном интернет-портале правовой информации размещено постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.22 № 1946.

В рамках Закона N 44-ФЗ предусмотрено, в частности, следующее:

- срок оплаты поставщиком поставленных субподрядчиком, соисполнителем товаров, выполненных работ, оказанных услуг в случае привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов МСП, социально ориентированных некоммерческих организаций сокращен до 7 рабочих дней;

- внесены изменения в правила и особенности оценки заявок участников, утвержденные постановлением Правительства от 31.12.2021 N 2604.

В рамках Закона N 223-ФЗ:

- устанавливается перечень организаций, которые имеют доступ к содержащейся в ЕИС в сфере закупок информации, не подлежащей размещению на официальном сайте;

- устанавливается порядок размещения в ЕИС в сфере закупок типового положения о закупке.

Постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки их вступления в силу.

 

II. Проекты нормативных правовых актов

 

1. Проект Федерального закона № 84812-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия части 5 статьи 2 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Госдума во втором чтении приняла законопроект, которым продлевается действие ряда антикризисных мер для поддержки заказчиков и участников госзакупок.

Документом до 31 декабря 2023 года продлевается возможность для Правительства РФ и региональных органов власти устанавливать иные, чем закреплены в законодательстве, случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для госнужд у единственного поставщика. Также Правительству РФ предлагается предоставить право до 31 декабря 2023 года устанавливать дополнительные случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Кроме этого, законопроектом предусмотрено, в частности, следующее:

- до 1 января 2024 года по соглашению сторон допускается изменение существенных условий заключенного контракта, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения;

- до 31 декабря 2023 года на ряд федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им госучреждений и ГУП, на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий закупки для обеспечения нужд государственных органов, обеспечивающих деятельность Президента РФ, Правительства РФ, при осуществлении закупок не распространяются ограничения в части предельного размера годового объема таких закупок, составляющего 50 миллионов рублей;

- Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению перечня органов и госучреждений, которые смогут осуществлять закупки у единственного поставщика в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства;

- до 31 декабря 2023 года по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контрактов, заключенных в целях: выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства; реализации мер по осуществлению государственной охраны; оказания услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва и др.

Стадия документа -  Подписан Президентом РФ

  

2. Проект Постановления Правительства РФ "Об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Проектом постановления предусматривается, в частности, следующее:

- исключается требование о достижении заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с постановлением Правительства от 6 марта 2022 года N 301 "Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры", отдельного минимального объема закупок, участниками которых являются только субъекты МСП (в настоящее время такой объем составляет 20 процентов от годового объема договоров);

- действие положений пункта 1.1 постановления Правительства от 19 декабря 2013 года N 1186 о предельном размере цены контракта, при достижении или превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены, распространяется на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр.

Кроме этого, предлагаемыми изменениями ряд актов Правительства приводится в соответствие с действующим законодательством в сфере закупок.

Стадия документа – публичные обсуждения


3. Проект Постановления Правительства РФ «О типовых условиях контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, а также проведение работ по сохранению объектов культурного наследия»

Разработан в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 11 статьи 34 Закона № 44-ФЗ внесены изменения, предусматривающие исключение полномочий федеральных органов исполнительной власти на утверждение типовых контрактов и типовых условий контрактов, а также предусматривающие установление полномочий Правительства Российской Федерации на утверждение типовых условий контрактов.

Проект постановления разработан в целях повышения стабильности правового регулирования и повышения уровня правового регулирования нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти (приказ Минстроя России от 14 января 2020 г.      № 9/пр «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта», зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2020 г. № 57585) до уровня постановления Правительства Российской Федерации.

Особый порядок вступления в силу проекта постановления обусловлен исполнением пункта 2.2 Плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты», утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 28 января 2022 г. № 812п-П49.


4. Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. № 680»

Согласно нормам Федерального закона от 29 ноября 2021 г. № 384-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 мая 2022 г. № 146-ФЗ) в 2022 году установлена возможность перечисления средств с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам в органах Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые в кредитных организациях:

поставщикам - по контрактам (договорам),

подрядчикам (исполнителям) – по государственным (муниципальным) контрактам, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункты 38 и 39 статьи 2 Закона № 146-ФЗ).

Указанные положения распространяются на заключаемые государственные (муниципальные) контракты, предметом которых являются строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также контракты (договоры), предметом которых являются приобретение строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Закон № 146-ФЗ вступил в силу 28 мая 2022 г.

Стадия документа – публичные обсуждения и независимая экспертиза


5. Проект приказа Минстроя России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам совершенствования правил ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов»

Предлагается внести изменения в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденные приказом Минстроя России от 8 июня 2018 г. № 341/пр, в части включения в заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий сведений о представлении на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в форме информационной модели, а также в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденный приказом Минстроя России от 22 февраля 2018 г. № 115/, в части отображения указанных сведений при заполнении экспертной организацией поля «особые отметки» проекта раздела ЕГРЗ.

При этом дополнительно в Порядке ведения ЕГРЗ предлагается уточнить, что информационное взаимодействие осуществляется в целях агрегирования информации, содержащейся в ЕГРЗ, и размещения в федеральной государственной информационной системе координации информатизации необходимых сведений.

Стадия документа – публичные обсуждения и независимая экспертиза

 

 

  

 

 

 


Наши партнеры