Обзор законодательства. Апрель 2024
6 Мая 2024

Обзор законодательства. Апрель 2024

I. Действующее законодательство

Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

1.Приказ Минстроя от 18.12.2023 N 939/пр «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 979/пр» (Зарегистрирован 29.03.2024 № 77705).

С 12 апреля 2024 года Федеральный госстройнадзор будет учитывать новые индикаторы риска нарушения обязательных требований:

· истечение срока временной эксплуатации линейных объектов инфраструктуры; 

· непоступление извещения о начале работ в отношении ОКС, указанных в ч.8 ст.54 ГрК РФ.

· Оно должно быть направлено в течение 120 дней со дня размещения в ЕГРЗ сведений о положительном заключении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. 

Начало действия документа – 12 апреля 2024 года

 

2.Приказ Минстроя от 30.01.2024 №55/пр «О внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. № 421/пр» (зарег. Минюстом России 28.03.2024 №77679).

Вступила в силу обновленная Методика определения сметной стоимости строительства в новой редакции:

1) Установлен порядок определения затрат на формирование и ведение информационной модели ОКС при строительстве и реконструкции.

2) Уточнен ряд положений по определению сметной стоимости строительства (в т. ч. затрат на оплату труда рабочих при строительстве, реконструкции, капремонте оборонных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов).

3) Уточнен порядок определения затрат:

⬩ на перевозку строительных грузов автотранспортом на дополнительное расстояние;

⬩ на перевозку грузов с учетом различных типов покрытий автодорог.

4) Внесены изменения в кодирование матресурсов, оборудования, иных затрат, цена которых определена на основании результатов конъюнктурного анализа.

5) Уточнен порядок:

⬩ определения разницы стоимости электроэнергии от передвижных источников снабжения, по сравнению со стоимостью электроэнергии от производителей единой энергетической системы России;

⬩ определения сметной стоимости вспомогательных ненормируемых матресурсов;

⬩ определения сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия. 6) Приведены формы локальных смет.

Установлены:

⬩ повышающий коэффициент к сметным нормам на верхолазные работы;

⬩ порядок определения затрат заказчика на осуществление стройконтроля при РИМ;

⬩ порядок приведения текущих цен матресурсов и оборудования к уровню цен составления сметной документации, если конъюнктурный анализ выполняется в процессе проведения экспертизы;

⬩ дополнения и уточнения на основании практики  применения Методики. 

Начало действия документа - 9 апреля 2024 года


3.Отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов на 2024-2026 годы

Трехстороннее соглашение подписано между Минстрой, Российским Союзом строителей и Профсоюзом работников строительства РФ. Соглашение разрабатывалось при участии НОСТРОЙ и на текущий момент находится на регистрации в Федеральной службе по труду и занятости.[S1]

Предмет Соглашения — общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам организаций и предприятий строительства и промышленности строительных материалов России.

Цель Соглашения — обеспечить баланс интересов работников и работодателей строительных организаций и организаций промышленности строительных материалов. 

На основе Соглашения будут подписываться территориальные и межрегиональные соглашения, заключаемые:

· по отдельным направлениям социально-трудовых отношений;

· для коллективных и трудовых договоров. 

 

Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

4.Постановление Правительства от 30.03.2024 № 400 «Об утверждении Положения об обновлении государственных топографических карт и государственных топографических планов, а также масштабов, в которых они создаются».

Документом обновлены:

⬩ государственные топографические карты;

⬩ государственные топографические планы;

⬩ масштабы, в которых они создаются.

Утратило силу Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1174 «Об установлении требований к периодичности обновления государственных топографических карт и государственных топографических планов, а также масштабов, в которых они создаются».

Начало действия документа – 1 апреля 2024г.

 

5.Постановление Правительства от 25.04.2024 № 530 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».

Вносятся изменения в Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе".

Приведены:

⬩ основания для проведения экспертизы;

⬩ требования к лицам, которые могут привлекаться к экспертизе;

⬩ условия, при которых физические и юридические лица не имеют права проводить экспертизу;

⬩ объекты экспертизы;

⬩ порядок организации экспертной комиссии;

⬩ обязанности экспертов;

⬩ особенности оформления заключения экспертизы;

⬩ основания для проведения повторной экспертизы;

⬩ положения об оплате экспертизы.

Перечень физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, будет публиковаться на сайте Минкульта.

Заключение экспертизы передается заказчику в электронном виде (в формате PDF).

Начало действия документа – с 1 сентября 2024 года, кроме пункта 2 — он вступил в силу 27 апреля 2024 года (день опубликования). Пункт 2 данного Постановления определяет особенности заключения договора на экспертизу.


6.Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20.02.2024 № П/0031/24 "Об утверждении порядка подключения и (или) предоставления доступа к федеральной государственной географической информационной системе, обеспечивающей функционирование национальной системы пространственных данных, и требований к форматам сведений, обмен которыми осуществляется при информационном взаимодействии с указанной информационной системой в электронной форме, а также порядка предоставления пространственных данных и сведений (в том числе пространственных метаданных), включаемых в федеральную государственную географическую информационную систему, обеспечивающую функционирование национальной системы пространственных данных, и требований к форматам предоставляемых в электронной форме пространственных данных и сведений (в том числе пространственных метаданных), включаемых в указанную информационную систему" (Зарегистрирован 29.03.2024 № 77695)

Приказом утверждены: 

Порядок подключения и предоставления доступа к федеральной государственной географической информационной системе, обеспечивающей функционирование национальной системы пространственных данных — приложение № 1 к Приказу.

Требования к форматам сведений, обмен которыми осуществляется в электронной форме при информационном взаимодействии с информационной системой — приложение № 2 к Приказу.

Обмен сведениями с инфосистемой осуществляется в электронной форме. 

Форматы файлов:

⬩ XML (или GML — для пространственных данных), созданных посредством XML-схем, и обеспечивающих считывание и контроль структуры представленных данных. Или вместе с файлами в формате GeoTIFF.

⬩ JSON (или GeoJSON —для пространственных данных), обеспечивающих считывание и контроль структуры представленных данных. 

Начало действия документа – c 9 апреля 2024 года

 

7.Приказ Росреестра от 25.12.2023 N П/0554 "О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схем, используемых для формирования документов, карты (плана) объекта землеустройства в формате XML, направляемых в форме электронных документов в орган регистрации прав органами государственной власти, органами местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в части сведений о границах, зонах, территориях, для внесения в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости"

Начали действовать новые правила формирования XML-схем о границах, зонах и территориях, направляемых в ЕГРН.

Правила формирования XML-схем установлены для:

⬩ сведений о границах, зонах и территориях, направляемых для внесения в реестр ЕГРН;

⬩ предоставления карты (плана) объекта землеустройства в форме электронного документа. 

Данные XML-схем используются для электронных документов, содержащих сведения об:

⬩ утверждении (изменении) проекта межевания территории;

⬩ установлении границ публичного сервитута;

⬩ установлении (изменении) границы лесничества;

⬩ установлении или изменении границы охотничьего угодья;

⬩ утверждении (изменении) границы территории объекта культурного наследия;

⬩ установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий;

⬩ установлении береговой линии (границе водного объекта);

⬩ установлении или изменении границы населенного пункта;

⬩ утверждении или изменении положения об особо охраняемой природной территории;

⬩ изменении границы Байкальской природной территории;

⬩ особой экономической зоне;

⬩ установлении или изменении границы зоны территориального развития в РФ;

⬩ установлении или изменении границы территории опережающего развития;

⬩ установлении (изменении) границ территории резервирования земель;

⬩ установлении или изменении прохождения государственной границы РФ.

Утратили силу правила, утвержденные Приказом Росреестра от 28.10.2022 № П/0414. 

Начало действия документа - 01.03.2024.


II. Проекты нормативных правовых актов

1.Проект Федерального закона № 592285-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в части введения типизации населенных пунктов)

Определены базовые архитектурно-градостроительные термины:

⬩ населенный пункт — город, поселок городского типа, сельско-городской и сельский населенные пункты;

⬩ город — населенный пункт с плотностью населения в пределах городской черты более 1 тыс. человек на 1 кв. километр.

⬩ поселок городского типа — населенный пункт с плотностью населения от 700 до 1 тыс. человек на 1 кв. километр;

⬩ населенный пункт сельско-городского типа — населенный пункт с плотностью населения в пределах границы населенного пункта от 250 до 700 человек на 1 кв. километр;

⬩ населенный пункт сельского типа — населенный пункт с плотность населения в пределах границы населенного пункта — менее 250 человек на 1 кв. километр;

⬩ Опорный населенный пункт (ОНП) — населенный пункт, на базе которого обеспечивается развитие инфраструктуры образования, доступной медицинской помощи, услуг в сфере культуры и т. д. Территориальное ОНП должно располагаться так, чтобы в течение двух часов обеспечить населению медицинскую помощь, объекты образования и культуры, и т.д.

Установлена типизация населенных пунктов по численности населения:

⬩ сверхкрупные города — свыше 3 млн человек;

⬩ крупнейшие города — от 1 млн до 3 млн чел.;

⬩ крупные города — от 250 тыс. до 1 млн чел.;

⬩ большие города — от 100 тыс. до 250 тыс. чел.;

⬩ средние города — от 50 тыс. до 100 тыс. чел.;

⬩ малые города и поселки — до 50 тыс. чел.;

⬩ крупные сельские поселения —свыше 5 тыс. чел.;

 большие сельские поселения от 1 тыс. до 5 тыс. чел;

⬩ средние сельские поселения — от 200 чел. до 1 тыс. чел.;

⬩ малые сельские поселения — менее 200 чел..

 Закон должен вступить в силу вступления документа в силу 01.10.2025 года.

Его действие будет распространяться на правоотношения, возникшие после 01.10.2025 года.

Стадия законопроекта – общественные обсуждения

 

2.Проект Федерального закона № 611282-8 «О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Вводится одностадийное проектирование для ряда объектов — их проектирование может осуществляться исключительно путем подготовки проектной документации.

В частности, это касается распределительных газопроводов и газопроводов-вводов, не относящихся к категории технически сложных, уникальных и особо опасных.

Правительство будет устанавливать случаи, при которых для строительства (реконструкции) ОКС не требуется подготовка рабочей документации.

Законопроект разработан в рамках реализации перехода строительства на одностадийное  проектирование, которое позволит:

⬩ устранить несоответствия между проектной и рабочей документацией;

⬩ сократить количество документов, сведений, материалов и согласований, необходимых для реализации проектов. 

Стадия законопроекта – представлен в ГД РФ ФС

 

3.Проект Федерального закона № 607800-8 «О внесении изменений в статью 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изменения в 44-ФЗ вводят запрет на участие в закупках для ряда компаний. В реестр недобросовестных поставщиков будет включаться информация об участниках закупок и поставщиках (подрядчиках, исполнителях), которые выиграли конкурс и исполнили контракты за счет того, что в составе заявок на участие в закупках предоставили недостоверную информацию по опыту работы, связанному с предметом контракта.

Заказчик должен направить обращение о включении таких участников в реестр недобросовестных поставщиков в течение 10 дней со дня выявления факта обмана.

Цель вносимых в Закон изменений — уменьшение участия в закупках недобросовестных поставщиков.         

Стадия законопроекта – представлен в ГД РФ ФС

 

4.Проект Постановления Правительства «О типовых условиях контрактов на оказание услуг по проведению строительного контроля».

Уточняются типовые условиях контрактов на оказание услуг по проведению строительного контроля. Они предназначены для заказчиков, технических заказчиков, лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, сооружений, региональных операторов. 

Цель — унифицировать заключение контрактов на оказание услуг по проведению стройконтроля для того, чтобы сделать его более ответственным и качественным.

В документе приведены:

1. Условия об обязанностях исполнителя.

2. Условия о правах исполнителя.

3. Условия об обязанностях заказчика.

4. Условия о правах заказчика.

5. Условия о цене контракта.

6. Условия о приемке и оплате оказанных услуг.

7. Условия о сроках оказания услуг.

8. Условия о представителях сторон и персонале исполнителя.

9. Условия о порядке направления уведомлений и обмена корреспонденцией.

10. Порядок урегулирования разногласий.

11. Порядок изменения и расторжения контрактов.   

Стадия законопроекта – общественные обсуждения

 

5.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменений в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. № 332/пр».

Вносятся изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений (ВЗиС):

· Уточняются положения, согласно которым затраты на приобретение титульных ВЗиС при определении сметной стоимости ‎не включаются в сводный сметный расчет стоимости строительства (ССРСС).

· Устанавливается порядок определения затрат на строительство титульных ВЗиС при определении сметной стоимости этапов строительства, реконструкции ОКС — единый метод для всех этапов: нормативный или расчетный.

· Выбор норматива затрат на строительство титульных ВЗиС осуществляется исходя из наименования ОКС, для которого подготовка ПД выполняется в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции.

· Уточняется порядок определения затрат на строительство титульных ВЗиС с применением нормативного метода ‎в соответствии с положениями Методики 421.

В т. ч. указывается, что затраты ‎на строительство титульных ВЗиС с применением нормативного метода определяются суммированием в главе 8 «Временные здания и сооружения» (графы 4, 5 и 8) ССРСС таких затрат, указанных отдельными строками для соответствующих ОКС, приведенных в объектных сметах, а если объектные сметы не составляются — приведенных в ССРСС.

· Уточняется порядок определения затрат при устройстве временных (притрассовых) автодорог.

· Устанавливается норматив затрат на строительство титульных ВЗиС для вида объекта «Полигоны для размещения отходов, в том числе с устройством сортировочных цехов, площадок мембранного компостирования отходов, измельчения крупногабаритных отходов, инсинераторных установок».

Стадия законопроекта – общественные обсуждения

 

6.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 979/пр».

Перечень индикаторов риска дополнен новым индикатором нарушения обязательных требований федерального ГСН (п. 8):

⬩ если в проектную документацию (ПД), имеющую положительное заключение госэкспертизы строящегося (реконструируемого) ОКС, в течение календарного года вносятся от 4-х или более изменений (в соответствии с ч.3.8 ‎ст. 49 ГрК). 

Индикаторы риска используются для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении внепланового контрольного мероприятия и о выборе его вида.  То есть те, кто внес изменения в ПД в четвертый раз и более, рискуют получить внеплановую проверку федерального ГСН.

Стадия законопроекта - подведение итогов общественного обсуждения


Наши партнеры