Обзор законодательства. Май 2022
3 Июня 2022

Обзор законодательства. Май 2022

I.                   Действующее законодательство

 

Сфера применения: САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ. НРС.

1. Приказ Минстроя России от 15.04.2022 N 286/пр "Об утверждении перечня документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, состава сведений, включаемых в национальные реестры специалистов, порядка внесения изменений в национальные реестры специалистов, оснований для отказа во включении сведений о физическом лице в соответствующий национальный реестр специалистов, перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2022 N 68557)

Установлен перечень документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям в области организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, организации строительства, а также определен состав сведений, включаемых в национальные реестры специалистов (НРС) в указанных областях, перечень случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из указанных реестров, перечень оснований для отказа во включении сведений в данные реестры.

В настоящее время НРС предоставлен переходный период прохождения независимой оценки квалификации специалистов.

Начало действия документа - 01.09.2022.

  

2. Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 г. №945 Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений.

Постановлением утверждены состав сведений, содержащихся в указанном реестре, и порядок его формирования и ведения. Предусмотрено, что реестр формируется и ведется Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) в электронном виде на сайтах указанных национальных объединений в сети "Интернет". Саморегулируемые организации будут вести свои реестры членов в составе указанных единых реестров.       

Начало действия документа - 01.09.2022.

 

3. Приказ Минстроя России от 08.04.2022 N 261/пр "Об утверждении оснований для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 статьи55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2022 N 68515)

 Определены основания для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя или юридического лица о перечислении средств компенсационного фонда в случае перехода в другую саморегулируемую организацию (СРО). В перечне таких оснований, в частности: отсутствие в заявлении о перечислении и прилагаемых к нему документах решения постоянно действующего коллегиального органа управления СРО о приеме заявителя в члены такой СРО (в случае, если такое решение не вступило в законную силу), подтверждения оплаты заявителем взноса в соответствующий компенсационный фонд исключенной СРО, сведений о размере взноса, подлежащего перечислению в соответствующий компенсационный фонд СРО, и о реквизитах специального банковского счета (счетов) СРО, на который подлежат перечислению зачисленные на счет Национального объединения средства компенсационного фонда исключенной СРО; отсутствие сведений о заявителе в реестре членов СРО; исключение из государственного реестра саморегулируемых организаций сведений о СРО, которой принято решение о приеме заявителя в члены СРО.

Начало действия документа - 30.05.2022.


Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

 

4. Федеральный закон от 28.05.2022 N 144-ФЗ "О внесении изменения в статью 39.10Земельного кодекса Российской Федерации"

 Расширены основания предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Установлено, что такие земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе, некоммерческим организациям для осуществления строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства на таких земельных участках полностью за счет средств, полученных в качестве субсидии из федерального бюджета, на срок строительства и (или) реконструкции данных объектов капитального строительства.

 Начало действия документа - 08.06.2022.

 

5. Постановление Правительства РФ от 05.05.2022 N 816 "О внесении изменений в Правила финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования"

Расширен перечень объектов инфраструктуры, строительство (реконструкцию) которых профинансирует Правительство РФ. Предусмотрено, что применение механизма инфраструктурных облигаций позволит также профинансировать строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры городских и сельских территорий: объектов социальной инфраструктуры, сетей инженерно-технического обеспечения, общественных пространств, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений и др.

Кроме этого, документом уточнены критерии отбора концессионных проектов и проектов государственно-частного партнерства для предоставления займов. Установлено, что займы на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры будут предоставляться на основании концессионных проектов и проектов государственно-частного партнерства со сроком реализации до 49 лет.

 Начало действия документа - 19.05.2022.

  

6. Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 N 880 "О внесении изменений в перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации"

Расширен перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения.

К таким видам работ отнесены, в числе прочего:

осушение территории строительной площадки, понижение уровня грунтовых вод; устройство крановых путей; инженерная подготовка территории в границах ранее предоставленных земельных участков (их частей), включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур; защита трубопровода от коррозии (изоляционное покрытие, электрохимическая защита); перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, попадающих в зону строительства объектов, если для строительства (реконструкции) таких сетей и коммуникаций не требуется проведение государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство.

 Начало действия документа - 25.05.2022.

  

7. Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 N 881 "Об осуществлении замены и (или)восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства при проведении капитального ремонта зданий, сооружений"

Установлен перечень работ по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, выполнение которых может осуществляться при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений.

Определено, что при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений могут осуществляться замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, если установлены:

недостаточная несущая способность конструкций, а также несоответствие геометрических параметров конструкций нормативным требованиям с учетом последующих условий эксплуатации объекта капитального строительства; наличие существенных дефектов, силовых, температурно-влажностных, коррозионных, биологических, огневых, механических повреждений, препятствующих штатной эксплуатации конструкции; наличие повреждений и (или) деформаций, изменяющих расчетную схему конструкции; несоответствие конструкций нормативным требованиям строительной теплотехники, пожарной, санитарной безопасности, в том числе в области дорожной деятельности.

Постановление не применяется при проведении капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также к правоотношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, возникшим до дня его вступления в силу.

 Начало действия документа - 01.09.2022.

 

8. Постановление Правительства РФ от 17.05.2022 N 890 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 г. N 479" ("Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в единый реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве")

На период с 25 февраля 2022 г. до 31 декабря 2022 г. установлено ограничение размера неустойки за нарушение условий по договорам участия в долевом строительстве. Размер процентов, неустойки (штрафов, пени), иных финансовых санкций, в частности, за просрочку внесения платежа участником ДДУ, нарушения срока передачи застройщиком объекта долевого строительства, исчисляется исходя из текущей ключевой ставки Банка России, но не выше ключевой ставки, действовавшей по состоянию на 25 февраля 2022 г.

Установленный порядок применяется в том числе к правоотношениям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления в силу настоящего постановления.

Начало действия документа - 18.05.2022.

 

9. <Письмо> Минстроя России от 26.05.2022 N 23868-ИФ/09 <Об индексах изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2022 года>

Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2022 года.

В дополнение к письмам от 29 апреля 2022 г. N 19281-ИФ/09, от 12 мая 2022 г. N 20846-ИФ/09, от 19 мая 2022 г. N 22232-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщаются дополнительно.

 

 10. Постановление ПравительстваМосквы от 26.05.2022 N 928-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы"

В рамках программы стимулирования создания мест приложения труда льготы предоставляют инвесторам, которые строят офисные объекты, объекты образования, науки, здравоохранения, спорта, торговли, торгово-развлекательные центры, гостиницы и т.д. Льготы заключаются в уменьшении платежей в городской бюджет за изменение вида разрешенного использования земельных участков при реализации своих проектов жилищного строительства. Льготы смогут получить и инвесторы, которые строят логистические и промышленно-производственные объекты, в связи с чем дополнительно установлены требования, предъявляемые к земельным участкам и месту приложения труда, создаваемому в рамках инвестиционного проекта по созданию мест приложения труда промышленно-производственного назначения, а также мест приложения труда, предназначенных для оказания комплексных логистических услуг на территории города Москвы. Также обновлены коэффициенты расположения создаваемого места приложения труда, которые приведены в соответствующих таблицах, по районам, городским округам и поселениям Москвы.

Начало действия документа - 26.05.2022.

 

11. Постановление Правительства Москвы от 24.05.2022 N 882-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1820-ПП" ("О предоставлении финансовой поддержки организациям, обеспечивающим развитие экономического потенциала города Москвы")

Скорректирован размер финансовой поддержки организаций, обеспечивающих развитие экономического потенциала города Москвы. Финансовая поддержка предоставляется субъектам деятельности в сфере промышленности и организациям, реализующим проекты в строительстве. Поддержка предоставляется исходя из размера процентной ставки, установленного по кредитному договору и уменьшенного на 9 процентных пунктов (ранее - исходя из ставок 11 и 12 процентов соответственно).

Льготные кредиты на пополнение оборотных средств предоставляются в объеме до 500 миллионов рублей. На реализацию инвестиционных проектов размер кредита может составлять до одного миллиарда рублей.

Начало действия документа - 24.05.2022.


12. Приказ Минтруда России от 21.04.2022 N 231н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации строительства" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2022 N 68601)

Актуализирован профессиональный стандарт "Специалист по организации строительства". Целью профессиональной деятельности данных специалистов является организация строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 21 октября 2021 года N 747н, которым утвержден аналогичный стандарт.

Начало действия документа – 01.09.2022 г.

 

Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

13. Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 914"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815" ("Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985")

Уточнен порядок проверки проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на соответствие национальным стандартам и сводам правил.

Установлено, что принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 августа 2020 г. до 1 сентября 2021 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу после 1 сентября 2022 г., проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил, включенным в перечни, утвержденные актами Правительства РФ, по выбору застройщика или технического заказчика.

Аналогичный порядок действует в отношении принятых застройщиком или техническим заказчиком проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 сентября 2021 г. до 1 сентября 2022 г. и представленных на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу после 1 сентября 2022 г., которые проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил, включенным в перечни, утвержденные актами Правительства РФ, по выбору застройщика или технического заказчика.

 Начало действия документа - 01.09.2022.

 

14. Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 27.05.2022 № 963 "О внесении изменений в Положение о составеразделов проектной документации и требованиях к их содержанию и признанииутратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства РоссийскойФедерации"

Постановлением вносятся изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". В частности, установлены разделы, в обязательном порядке включаемые в состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, строительства линейных объектов; уточнен и расширен перечень сведений, включаемых в разделы проектной документации; включены новые приложения, устанавливающие особенности состава разделов проектной документации для различных объектов.

Начало действия документа - 01.09.2022.

 

15. Постановление Правительства РФ от 27.05.2022 N 962"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерацииот 15 сентября 2020 г. N 1431"

3D-моделирование включено в состав сведений, документов и материалов, составляющих информационную модель объекта капитального строительства.

Установлено, в частности, что на этапе осуществления архитектурно-строительного проектирования в информационную модель объекта капитального строительства включаются, в том числе, сведения, документы и материалы, входящие в состав разделов проектной документации, графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если требование к ее формированию установлено в задании на проектирование.

Также на этапах осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в информационную модель объекта капитального строительства включаются документы и материалы, входящие в состав исполнительной документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если такое требование установлено соответствующими заданием и (или) договором.

Кроме того, установлено, что Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1431, которым утверждены правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства и состав включаемых в нее сведений, действует до 1 марта 2023 г.

Начало действия документа - 08.06.2022.


16. Приказ Минтруда России от 06.04.2022 N 202н "Об утверждении профессионального стандарта "Архитектор" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2022N 68436)

С 1 сентября 2022 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Архитектор". Целью профессиональной деятельности данных специалистов является, в числе прочего, создание архитектурного объекта, координация разработки проектной документации для строительства или реконструкции, авторский надзор за строительством.

Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 4 августа 2017 г. N 616н, которым утвержден аналогичный стандарт.

 Начало действия документа - 01.09.2022.

  

17. Приказ Минтруда России от 18.04.2022 N 216н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области проектирования наружных сетей водоснабжения, водоотведения и канализации" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2022 N 68542)

 С 1 сентября 2022 г. применяется профессиональный стандарт "Специалист в области проектирования наружных сетей водоснабжения, водоотведения и канализации".

Целью профессиональной деятельности деятельности данных специалистов является подготовка проектной и рабочей документации по наружным сетям водоснабжения, водоотведения и канализации для выполнения строительно-монтажных работ. Приводится описание трудовых функций, устанавливаются требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, другие характеристики.

 Начало действия документа - 01.09.2022.

 

18. Приказ Минтруда России от 19.04.2022 N 222н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области расчета и проектирования бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2022 N 68561)

 С 1 сентября 2022 г. применяется профессиональный стандарт "Специалист в области расчета и проектирования бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений". Целью профессиональной деятельности данных специалистов является реализация технических решений по применению бетонных и железобетонных конструкций в объектах капитального строительства. Приводится описание трудовых функций, устанавливаются требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, другие характеристики.

 Начало действия документа - 01.09.2022.

 

19. Приказ Минтруда России от 18.04.2022 N 218н"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области проектирования транспортных тоннелей" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2022 N 68543).

Целью профессиональной деятельности данных специалистов является подготовка проектной продукции по транспортным тоннелям для выполнения строительно-монтажных работ.  Приводится описание трудовых функций, устанавливаются требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, другие характеристики.

Начало действия документа - 01.09.2022.


 20. Приказ Росстандарта от 19.05.2022 N 337-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"

Приказом утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 70 108-2022 «Документация исполнительная. Формирование и ведение в электронном виде», который разработан впервые в целях сокращения документооборота на бумажных носителях, при этом не отменяя существующего порядка ведения исполнительной документации на бумажных носителях. Указанный документ регламентирует ведение исполнительной документации посредством внедрения процессов цифровизации в деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Начало действия документа- 01.01.2023 г.


21. Письмо> ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 25.05.2022 N 08-05-1/8445-НБ <О рассмотрении обращения>

Рассмотрен вопрос о подготовке проектной документации и организации процесса проектирования. Отмечается, что подготовка проектной документации (в том числе подготовка задания на проектирование) и организация процесса проектирования являются прерогативой застройщика (технического заказчика).

В частности, для подготовки проектов заданий на проектирование рекомендуется использовать Постановление Правительства РФ от 25.12.2021 N 2490 "Об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".


Сфера применения: ЗАКУПКИ

22. Федеральный конституционный закон от 01.05.2022 N 2-ФКЗ "О внесении изменения в статью12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

До 31 декабря 2024 года продлен срок, в течение которого может быть установлен особый порядок выбора способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя в целях осуществления отдельных закупок в Крыму. В целях осуществления закупок, в том числе оборудования и техники, работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автодороги), работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ может быть установлен порядок выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Ранее такой срок был установлен до 31 декабря 2022 года.

Начало действия документа - 01.05.2022.

 

23. Федеральный закон от 01.05.2022г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесены изменения в часть 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, которые отменили применение сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов при исполнении государственных и муниципальных контрактов. Их применение остается при формировании начальной максимальной цены контракта, а уже закрытие работ должно строиться по графику, прописанному в договоре и не должно быть привязано к технологическому процессу.

Указанная норма стала продолжением механизма «смета контракта» (приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр), когда цена определяется за результат, который зафиксирован в заключенном государственном или муниципальном контракте, а не за процесс. Этот механизм защиты подрядчика достаточно важен при приемке заказчиком работ, а также исключает недопонимания данного процесса со стороны контролирующих органов.

Также расширены полномочия Правительства РФ в области регулирования градостроительных, земельных и иных отношений, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов капитального строительства. Кроме того, приведен перечень приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры, установлены отдельные особенности осуществления градостроительной, кадастровой деятельности, осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданный линейный объект.

Начало действия документа - 01.05.2022.

  

24. Федеральный закон от 28.05.2022 N 146-ФЗ "О внесении изменений в статью 166.1Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"

Закон вносит изменения в бюджетное законодательство, направленные на упрощение расчетов за поставленные товары, в том числе строительные материалы, при казначейском сопровождении бюджетных средств.

Устанавливается возможность перечисления средств за поставленные товары на расчетный счет поставщика без открытия лицевого счета участника казначейского сопровождения. Для поставщиков строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию строительства, на расчетные счета в кредитных организациях предлагается перечислять не только оплату за поставку, но и авансы по договорам (контрактам), в порядке, установленном Правительством РФ.

Предусматривается также возможность перечисления средств по контрактам (договорам) на выполнение работ (оказание услуг), заключаемым в рамках исполнения контрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт, сразу на счет подрядчика (исполнителя), открытый в кредитной организации, при представлении документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем).

Кроме того, увеличена с 600 тысяч до 5 млн рублей цена контракта (договора), предусматривающая обязательность казначейского сопровождения средств.

Начало действия документа - 28.05.2022.

  

25. Постановление Правительства РФ от 05.05.2022 N 813 "О внесении изменений в некоторыеакты Правительства Российской Федерации".

Региональным операторам предоставлены дополнительные возможности при заключении договоров с подрядчиками о проведении капремонта в МКД. Согласно постановлению, если в проекте договора о проведении капремонта предусмотрено условие о казначейском сопровождении расчетов или условие о банковском сопровождении договора, заказчик сможет предусматривать выплату аванса в размере:

- до 80% стоимости соответствующего вида работ в целях закупки подрядной организацией товаров (материалов, оборудования), на основании документа, подтверждающего приемку подрядной организацией указанных товаров;

- не более 50% стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах - в иных целях.

Кроме того, постановлением предусмотрена возможность увеличения цены договора не более чем на 30%, по соглашению сторон, в связи с увеличением стоимости строительных ресурсов.

Начало действия документа - 06.05.2022.

 

26. Постановление Правительства РФ от 23.05.2022 N 937 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571" ("О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации").

Компании, которые отказались от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций иностранными государствами, с 01 июля 2022 года не смогут участвовать в госзакупках. Такой отказ будет является основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 июля 2022 г., а также в случае заключения контрактов с единственным поставщиком после указанной даты.

Начало действия документа - 01.07.2022.

  

27. Письмо Минфина России N 24-01-07/45863, Минстроя России N 21909-СМ/09 от18.05.2022 "Об осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"по строительству объектов капитального строительства "под ключ"

Минфин РФ и Минстрой РФ сообщают, заказчики в настоящее время вправе осуществлять закупки, предусматривающие заключение договоров на строительство объекта капитального строительства "под ключ", так как осуществление таких закупок не противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" 

 


II.                Проекты документов

 

1) Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»(ID проекта: 02/04/05-22/00127256)

Законопроектом предлагается установить различные варианты подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство. Так, у заказчика появляется возможность наряду с «классическим» подходом (подготовка проектной документации в полном объеме, получение «классического» заключения экспертизы проектной документации и разрешения на строительство) также пойти по пути проведения экспертизы проектной документации в форме экспертного сопровождения подготовки проектной документации. Если заказчиком принято решение проводить экспертизу проектной документации в форме экспертного сопровождения подготовки проектной документации, то органами экспертизы, осуществляющими экспертное сопровождение, может оказываться содействие в форме рекомендаций по подготовке проектной документации (проектируемая часть 1 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Помимо этого, законопроектом предлагается установить возможность для заказчика разделять работы по проектированию и строительству (реконструкции) объектов капитального строительства на стадии проектирования и строительства, и получать заключение экспертизы проектной документации и разрешение на строительство на каждую такую стадию.

Статус документа: проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.

 

2) Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».

(ID проекта: 02/04/05-22/00127243)

Проект Федерального закона разработан в развитие института типового проектирования, а также в рамках исполнения пункта 7 плана мероприятий («дорожная карта») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Реинжиниринг правил промышленного строительства», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.09.2021 г. №2692-р.

В настоящее время существующий институт типового проектирования не в полной мере решает задачи повторного использования проектной документации. Проектом федерального закона предлагается внести в Градостроительный кодекс РФ изменения в части наделения Минстроя России, Минобороны России и Минтранса России или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениям и организациям, в отношении которых указанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации, указанными в части 1.1 статьи 48.2 Кодекса, полномочиями по подготовке и признанию проектной документации типовой проектной документацией, а также актуализации такой типовой проектной документации.

Статус документа: Проводятся публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза.

 

3) Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».  (ID проекта: 02/04/12-21/00123352)

 В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2020 № 468-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 10 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) была изложена в новой редакции, что позволило квалифицировать работы в отношении магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, осуществляемых методом прокладки нового участка трубопровода условно параллельно старому с последующим демонтажем старого участка (далее – метод «параллельной прокладки»), в качестве капитального ремонта.

     Однако в действующем законодательстве не урегулированы вопросы, сопутствующие проведению указанных работ (обеспечения контроля безопасности объекта, оформления прав на землю, изменения зон с особыми условиями использования территорий и др.). В связи с чем отсутствует реальная возможность проведения указанных работ в качестве капитального ремонта, они продолжают осуществляться по правилам реконструкции.

     Для более четкого разграничения реконструкции и капитального ремонта законодательное закрепление дополнительного критерия капитального ремонта, осуществляемого в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ, согласно которому в ходе работ по капитальному ремонту не должно происходить увеличения существующих минимальных расстояний.

В целях обеспечения возможности проведения капитального ремонта существующих линейных объектов по инициативе третьих лиц, планирующих строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных средств, необходимо исключить требование о предоставлении акта, содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в указанных случаях.

В целях обеспечения контроля безопасности объекта признание допустимости оформления обоснования безопасности опасного производственного объекта при капитальном ремонте, осуществляемом в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ.

Определение в земельном законодательстве возможности:

•   установления публичного сервитута для проведения капитального ремонта, осуществляемого в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ, и для последующей эксплуатации новых наземных частей трубопровода;

•   изменения зон с особыми условиями использования территорий при проведении капитального ремонта, осуществляемого в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ, а также порядок таких изменений.

Определение особенностей государственного кадастрового учета ввиду изменения основных характеристик трубопроводов вследствие капитального ремонта, проведенного в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ.

Статус документа: подготовка заключения об ОРВ.

  

4) Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ID проекта - 02/04/02-22/00124867)

В целях распространения предусмотренного статьей 52.2 ГрК РФ механизма переноса линейных объектов на магистральные газопроводы, сети газораспределения, магистральные нефтепроводы предлагается внести соответствующие в часть 1 статьи 52.2 ГрК РФ. Кроме того, предлагается внести в ГрК РФ изменения, предусматривающие дополнение пункта 2 части 3.4 статьи 49 ГрК РФ исключением в части проектной документации, предусматривающей строительство, реконструкцию, капитальный ремонт линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.

 Статус документа: подготовка заключения об ОРВ

  

5) Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ID проекта- 02/04/02-22/00125042)

Законопроектом предусматриваются следующие изменения:

- пункт 2 части 5 статьи 5.2 Кодекса исключен из перечня мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства;

- в части 6 статьи 49 Кодекса государственная историко-культурная экспертиза проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия исключена из перечня экспертиз, проводимых в отношении проектной документации;

- в абзаце десятом статьи 28 Федерального закона № 73-ФЗ конкретизирована цель проведения государственной историко-культурной экспертизы;

- в абзаце десятом статьи 30 Федерального закона № 73-ФЗ конкретизированы объекты историко-культурной экспертизы.

Кроме того, в соответствии с вышеизложенным предлагается внести корреспондирующие изменения в статью 51 Кодекса в части исключения особого порядка выдачи разрешения на строительство при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, а также в статьи 33, 36 и 45 Федерального закона № 73-ФЗ в части исключения требования о необходимости согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, если в отношении такой проектной документации проводится градостроительная экспертиза.

Статус документа: проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта Федерального закона и независимая антикоррупционная экспертиза

  

6) Проект Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ID проекта - 02/04/01-22/00124250)

Проект закона определяет субъектов архитектурной деятельности, к которым относятся, в частности, Минстрой России, некоммерческие организации и объединения архитекторов и лица, осуществляющие архитектурно-строительное проектирование, а также уточняет их права и обязанности.

Документом под архитектором понимается физическое лицо, имеющее высшее архитектурное образование и осуществляющее архитектурную деятельность на профессиональной основе. Законопроект также содержит отдельные статьи о главных архитекторах проекта, субъектов РФ и муниципальных образований.

Предлагается признать утратившими силу ряд законодательных актов и их положений, в том числе - действующий в настоящее время Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Статус документа: проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта нормативно правового акта и антикоррупционная экспертиза


7) Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. № 578». (ID проекта: 01/01/04-22/00126676)    

Разработан в инициативном порядке в целях приведения отдельных постановлений Правительства Российской Федерации в соответствие с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий». (Постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», Постановления Правительства РФ от 15 июня 2017 г. № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения»).

Статус документа: Проводятся общественные обсуждения и антикоррупционная экспертиза.

 

8) Проект постановления Правительства РФ «Об осуществлении строительного контроля по объектам капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета» (ID проекта: 04/12/05-22/00127719)

Проектом постановления устанавливается, что строительный контроль по объектам капитального строительства (укрупненным мероприятиям) государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), подлежащим включению в федеральную адресную инвестиционную программу в 2022 году, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, за исключением объектов капитального строительства, включенных в государственный оборонный заказ, и объектов капитального строительства по которым главным распорядителем бюджетных средств являются Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, осуществляется подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральным бюджетным учреждением «Федеральный центр строительного контроля».

Статус документа: Проводится независимая антикоррупционная экспертиза.

  

9) Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145».                  (ID проекта: 02/07/11-20/00110130).

Цель проекта - сокращение срока реализации проекта по строительству объекта капитального строительства посредством установления возможности направлять в составе документов, необходимых для проведения экспертизы проектной документации, письма высших должностных лиц, распорядителей бюджетов соответствующего уровня, в случаях отсутствия решений (актов), указанных в подпунктах «л(1)» – «л(5)» пункта 13 Положения № 145, а также в случае, если сметная стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанная в проектной документации, превышает сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленную в отношении объекта капитального строительства соответствующим решением (актом). Необходимость указанных изменений обусловлена тем, что сроки принятия соответствующих решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций составляют от двух и более месяцев, а возможность представления письма высших должностных лиц, распорядителей бюджетов соответствующего уровня позволит параллельно осуществлять подготовку решения по объекту и проводить государственную экспертизу.

Статус документа: Подготовка заключения об ОРВ.

 

10) Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменения в пункт 13 Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». (ID проекта - 02/07/01-22/00124245)

Проект постановления устанавливает требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

В целях сокращения конечных сроков реализации проектов и снижению административных барьеров при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства проектом постановления предлагается исключить из перечня документов, представляемых для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статус документа: Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

 

11) Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (ID проекта - 01/01/04-22/00126366)

Предлагается урегулировать некоторые вопросы, касающиеся подготовки проектов решений о реализации бюджетных инвестиций в объекты капстроительства.

В частности, предлагается установить требование осуществлять расчет планируемого размера обеспечения исполнения госконтракта, предметом которого является строительство (реконструкция) объекта капитального строительства (при необходимости установления такого размера).

Кроме того, в случае заключения контрактов, предметом которых является одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, предлагается при принятии решений об осуществлении капвложений предусматривать условие о заключении соответствующего контракта ("под ключ").

Статус документа: общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза.

 

12) Проект приказа Минстроя России «Об утверждении критериев, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». (ID проекта 02/08/12-21/00123463)

1 июля 2021 года принят Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ), предусматривающий, в том числе замену института экономически эффективной проектной документации повторного использования институтом типовой проектной документации. В этой связи необходимо утвердить критерии, на основании которых будет устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации, а также внести корреспондирующие изменения в соответствующие НПА.

Разработан в целях реализации части 4 статьи 48.2 ГрК РФ, а также в соответствии пунктом 11 Плана-графика подготовки актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного 28 июля 2021 г. № 8162п-П49.

Статус документа: подготовка заключения об ОРВ

 

13) Проект приказа Минстроя России «О внесении изменений в Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр». (ID проекта - 01/02/01-22/00124044)

Разработан Минстроем России в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ в целях обеспечения соблюдения заказчиками требований законодательства о контрактной системе в части обеспечения соответствия структурированных сведений о контракте, включаемом в реестр контрактов, заключенных заказчиками, в единой информационной системе в сфере закупок условиям заключенного контракта и смете контракта, и предусматривает закрепление обязанности отражения в ведомости объемов выполненных работ и смете контракта отдельной позицией оборудования, поставляемого в ходе выполнения работ и принимаемого заказчиками на баланс в качестве основных средств, а также обязанность отражения страны происхождения такого оборудования и указания стоимости такого оборудования как с учетом налога на добавленную стоимость для налогоплательщиков и без учета налога. Данные поправки в проект Приказа позволят синхронизировать информацию о поставляемом оборудовании, указанную в смете заключенного контракта, и в Акте о приемке выполненных работ. Вносимые изменения конкретизируют дату утверждения проектной документации.

Проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, устанавливается данными изменениями как приоритетный метод определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации.

Предусматривается включение в смету контракта отдельной строкой затрат на выплату премии за досрочное завершение исполнения контракта (выполнение всех предусмотренных контрактом работ, в том числе обеспечивающих возможность ввода объекта в эксплуатацию), если таковые предусмотрены в сводном сметном расчете стоимости строительства.

 Статус документа: общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза

  

14) Проект приказа Минстроя России «Об утверждении Методики определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для строительства сетей инженерно-технического обеспечения». (ID проекта 01/02/01-22/00124416)

Разработан в соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2017, № 31, ст. 4740), подпунктом 5.4.23(1) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038.

Методика предназначена для применения при определении сметной стоимости работ по подготовке проектной и рабочей документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса сетей инженерно-технического обеспечения на территории Российской Федерации.

Статус документа: проводятся общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза.

 

15) Проект приказа Минстроя России «Об утверждении Методики определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для создания инженерно-технической системы антитеррористической защищенности объектов жилищно-гражданского назначения». (ID проекта - 01/02/01-22/00124257)

Разработан в соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Методика предназначена для применения при определении сметной стоимости работ по подготовке проектной и рабочей документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса инженерно-технических систем антитеррористической защищенности на территории Российской Федерации.

Статус документа: проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

 16) Проект Приказа Минстроя России "Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов"                 (ID проекта - 02/08/03-22/00125926)

Подготовлен проект новых требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и порядка определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Проектом, в частности, предусматривается введение определенных запретов, направленных на повышение энергетической эффективности. В частности, с 1 сентября 2022 г. не допускается строительство новых многоквартирных домов ниже класса энергетической эффективности "Е" (пониженный), а с 1 сентября 2027 г. - ниже класса энергетической эффективности "В" (высокий). Предлагается признать утратившими силу приказы Минстроя России, регулирующие аналогичные правоотношения.

Статус документа: проведение публичных обсуждений и независимая антикоррупционная экспертиза

 

17)Проект приказа Минстроя России «Об утверждении требований к критически важным объектам системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». (ID проекта - 02/08/04-22/00126777)

Проект приказа разработан в целях реализации пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 г. № 1537 «Об утверждении Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Предлагается установить комплекс мер по реализации требований к критически важным объектам системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на всех этапах их жизненного цикла, в том числе и на этапе проектирования.

Статус документа: общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза

 

 


Наши партнеры