Обзор законодательства. Апрель 2022
11 Мая 2022

Обзор законодательства. Апрель 2022

I.                  Действующее законодательство

 

Сфера применения: Строительство

1.    Федеральный закон от 16.04.2022 N 100-ФЗ "О внесении изменения в статью 190 Жилищного кодекса Российской Федерации"

 

С 1 марта 2023 года устанавливаются новые требования к акту приемки оказанных услуг и/или выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Такой акт приемки должен быть подписан, в том числе органом местного самоуправления и лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений (в случае, если капитальный ремонт проводится на основании решения собственников).

Регионы будут устанавливать порядок и сроки подписания акта, а также порядок взаимодействия участников подписания такого акта, в том числе с комиссией, осуществляющей приемку оказанных услуг и/или выполненных.

 

Начало действия документа: 01.03.2023.

 

 

2.    Постановление Правительства РФ от 21.04.2022 N 734 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1114"

 

Публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" включена в перечень участников эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов в государственную единую облачную платформу

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 N 1114 эксперимент проводится в период с 30 августа 2019 г. по 30 декабря 2022 г. в том числе, с участием федеральных органов исполнительной власти, ЦИК России, государственных внебюджетных фондов.

 

Начало действия документа: 30.04.2022.

 

 

3.    Постановление Правительства РФ от 15.04.2022 N 666 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2016 г. N 1452"

 

Скорректирован порядок мониторинга цен строительных ресурсов

В частности, уточнены сроки размещения в ФГИС ЦС информации об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов.

 

Начало действия документа: 15.04.2022

 

 

4.    Постановление Правительства РФ от 06.04.2022 N 603 "О случаях и порядке выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков" (вместе с "Правилами выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков")

 

Установлены правила выдачи разрешений на строительство на смежных земельных участках объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами.

 

Начало действия документа: 15.04.2022

 

 

5.    Постановление Правительства РФ от 14.04.2022 N 654 "О внесении изменения в общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"

 

Дополнены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через госграницу РФ. Предусмотрено, что Минтранс России по согласованию с Минсельхозом России, ФСБ России, ФТС России и Роспотребнадзором утверждает перспективные модели автомобильного, морского, железнодорожного и воздушного пунктов пропуска, которые должны использоваться в качестве стандарта при строительстве, реконструкции, оборудовании и техническом оснащении зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска.

 

Начало действия документа: 23.04.2022

 

 

6.    Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 575 "Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию"

 

Установлен особый порядок подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию

Реализованы положения Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В частности:

- на один год продлевается срок действия разрешений на строительство объектов капитального строительства, срок действия которых истекает в период со дня вступления в силу настоящего Постановления до 1 августа 2022 г.;

- на один год продлевается установленный Градостроительным кодексом РФ срок использования указанной в градостроительном плане земельного участка информации для целей подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства и внесения в него изменений в случае, если указанный срок истекает в период со дня вступления в силу настоящего Постановления до 1 января 2023 г.

 

Начало действия документа: 13.04.2022

 

 

7.    Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" На 2022 год определены существенные условия государственных и муниципальных контрактов в области строительства, которые могут быть изменены

 

Установлено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, допускаются:

- изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого ранее изменялся;

- изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;

- изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;

- изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;

- установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;

- изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ.

С целью изменения в соответствии с настоящим Постановлением существенных условий контракта:

поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику в письменной форме соответствующее предложение с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, а также подписанного проекта соглашения об изменении условий контракта;

заказчик в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления указанного предложения направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) подписанное соглашение об изменении условий контракта и включает информацию об изменении контракта в реестр контрактов, либо в письменной форме отказ об изменении существенных условий контракта с обоснованием такого отказа.

 

Начало действия документа: 18.04.2022

 

 

8.    Постановление Правительства РФ от 19.04.2022 N 701 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353"

 

Срок подтверждения пригодности отечественных стройматериалов сокращен с 90 до 10 рабочих дней. В 2022 году пригодность строительных ресурсов для применения в строительстве может подтверждаться техническим свидетельством подведомственного Минстрою России федерального государственного (бюджетного или автономного) учреждения, подготавливаемым на основе заключения о пригодности строительных ресурсов.

Срок подготовки и выдачи технического свидетельства не должен превышать 10 рабочих дней со дня заключения договора на подготовку заключения о пригодности строительных ресурсов с заявителем. Указанный срок может продлеваться по заявлению заявителя. Срок действия выдаваемого технического свидетельства составляет 2 года. Кроме того, сроки действия уже выданных технических свидетельств о пригодности материалов, конструкций и технологий будут автоматически продлены на 2 года.

 

Начало действия документа: 21.04.2022

 

 

9.    Постановление Правительства РФ от 14.04.2022 N 655 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

 

Правительством РФ предусмотрено формирование и реализация программы «Строительство» сроком на 5 лет. В рамках программы будет формироваться Федеральная адресная инвестиционная программа. Ответственным за её подготовку и реализацию будет Минстрой. Полномочия по управлению комплексной программой «Строительство» возлагаются на президиум Правительственной комиссии по региональному развитию.

 

Начало действия документа: 15.04.2022

 

 

10.   Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 N 711 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

 

Скорректировано понятие "этап строительства" для различных объектов. Под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства), а также комплекс работ по подготовке территории строительства, включающий в себя оформление прав владения и пользования земельными участками, необходимыми для размещения объекта капитального строительства (части объекта капитального строительства), снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, строительство временных зданий и сооружений, вырубку леса и другие работы.

Также установлено, что может считаться этапом строительства в отношении метрополитена, морских и речных портов, линейных объектов, объектов использования атомной энергии, объектов производственного назначения.

 

Начало действия документа: 01.09.2022

 

 

11.   Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 N 712 "Об установлении случаев принятия Правительством Российской Федерации решений о проведении строительного контроля федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, указанными в части 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации".

 

Установлены случаи проведения строительного контроля по решению Правительства РФ:

строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства федерального значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется подведомственным Федеральному дорожному агентству государственным (бюджетным или автономным) учреждением в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 2 млрд. рублей;

строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, местного значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется подведомственным Минтрансу России государственным (бюджетным или автономным) учреждением в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 500 млн. рублей.

 

Начало действия документа: 29.04.2022

 

 

13.              Постановление Правительства РФ от 28.04.2022 N 773 "О внесении изменения в перечень видов существующих линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения, при реконструкции или капитальном ремонте которых не применяются положения статьи 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

 

Внесены уточнения в перечень видов существующих линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения, при реконструкции или капитальном ремонте которых не применяются положения статьи 52.2 Градостроительного кодекса РФ. Согласно изменениям в пункте 19 перечня определение "Сети теплоснабжения с давлением 10 мегапаскалей и выше" изложено в новой редакции - "Тепловые сети диаметром более 500 миллиметров."

 

Начало действия документа: 01.09.2022

 

 

14.              Постановление Правительства РФ от 29.04.2022 N 776 "Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году"

 

Постановлением установлено:

1) продление на 12 месяцев организациям и ИП, осуществляющим отдельные виды экономической деятельности (в том числе «Строительство зданий», «Строительство инженерных сооружений», «Работы строительные специализированные», «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа»), установленные Налоговым кодексом РФ сроки уплаты страховых взносов:

- исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за апрель - июнь 2022 г.,

- исчисленных индивидуальными предпринимателями за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300000 рублей,

2) продление на 12 месяцев организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим отдельные виды экономической деятельности (в том числе «Строительство зданий», «Строительство инженерных сооружений», «Работы строительные специализированные», установленные Налоговым кодексом РФ сроки уплаты страховых взносов:

исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за июль - сентябрь 2022 г.

Лицам, отвечающим установленным критериям, сроки уплаты будут продлены в проактивном порядке. Никаких заявлений для этого подавать не требуется.

Установлен перечень организационно-правовых форм юридических лиц, для которых такое продление не действует.

 

Начало действия документа: 30.04.2022

 

 

15.              Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 N 785 "Об особенностях корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в 2022 году"

 

Установлен порядок корректировки в 2022 году инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения.

В 2022 году заявления о внесении изменений в инвестиционные программы (в том числе утвержденные на текущий год) могут быть направлены регулируемыми организациями в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления до 30 ноября текущего года (за исключением проектов корректировки инвестиционных программ (в том числе утвержденных на текущий год), связанной с мероприятиями по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения).

Определены порядок и сроки согласования и утверждения корректируемых инвестиционных программ регулируемых организаций.

Также предусматривается, что органы исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе до 1 февраля 2023 г. принять решение о пересмотре с 1 июля 2023 г. долгосрочных цен (тарифов) и (или) долгосрочных параметров регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, установленных на 2023 год, в части затрат на реализацию инвестиционных программ с учетом решения о внесении изменений в инвестиционную программу.

 

Начало действия документа: 09.05.2022

 

 

16.              Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 N 806 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

 

Снижена процентная ставка по программе "Льготная ипотека" с 12 до 9%, а также о продлено действие программы до конца 2022 года.

Остальные параметры программы остались прежними. Получить льготную ипотеку можно на покупку жилья в новостройках, строительство частного дома или приобретение земельного участка для его строительства. Максимальный размер кредита в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях составляет 12 млн рублей. Для остальных регионов - 6 млн рублей. Первоначальный взнос - не менее 15%. Разницу между льготной ставкой и рыночной банкам возмещает государство.

 

Начало действия документа: 01.05.2022

 

17.              Приказ Минстроя России от 28.12.2021 N 1025/пр "О внесении изменений в Методику определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 июня 2020 г. N 318/пр" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2022 N 68099)

 

Внесены изменения в методику определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом.

Установлено, в частности, что при расчете затрат, связанных с применением вахтового метода производства работ, используются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также иные акты юридических лиц, созданных Российской Федерацией, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации составляет более 50 процентов, осуществляющих строительство линейных, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, а также иных объектов капитального строительства, имеющих отраслевую специфику.

Подтверждением необеспеченности места производства работ работниками необходимых профессий и уровня квалификации и (или) подрядными организациями, располагающими рабочей силой необходимых профессий и уровня квалификации, с учетом их занятости в количестве, требуемом для выполнения предусмотренных проектной документацией объемов работ, являются:

- официальная статистическая информация, публикуемая Росстатом;

- информация, предоставляемая по запросу заказчиков строительства органами службы занятости, о количественном, профессиональном и квалификационном составе местной рабочей силы.

Также, в числе прочего, уточняется порядок учета затрат на перевозку вахтовых работников, учета в сметной документации дополнительных затрат, связанных с оплатой труда при вахтовом методе производства работ, порядок расчета затрат на содержание и эксплуатацию вахтового поселка, порядок расчета затрат на передислокацию и перебазировку машин и механизмов при вахтовом методе производства работ.

 

Начало действия документа: 18.04.2022

 

 

18.              <Письмо> Минстроя России от 05.04.2022 N 14208-ИФ/09 <Об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года>

 

Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года.

В дополнение к письмам от 7 февраля 2022 года N 4153-ИФ/09, от 16 февраля 2022 года N 5747-ИФ/09, от 24 февраля 2022 года N 7009-ИФ/09, от 2 марта 2022 года N 8139-ИФ/09, от 4 марта 2022 года N 8556-ИФ/09, от 14 марта 2022 года N 9932-ИФ/09, от 22 марта 2022 года N 11596-ИФ/09, от 29 марта 2022 г. N 12920-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

Индексы разработаны, в том числе, с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России. Индексы для отдельных субъектов РФ сообщаются дополнительно.

 

 

19.              <Письмо> Минстроя России от 29.04.2022 N 19372-ИФ/09 <Об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года>

 

Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года

В дополнение к письмам от 7 февраля 2022 года N 4153-ИФ/09, от 16 февраля 2022 года N 5747-ИФ/09, от 24 февраля 2022 года N 7009-ИФ/09, от 2 марта 2022 года N 8139-ИФ/09, от 4 марта 2022 года N 8556-ИФ/09, от 14 марта 2022 года N 9932-ИФ/09, от 22 марта 2022 года N 11596-ИФ/09, от 29 марта 2022 г. N 12920-ИФ/09, от 5 апреля 2022 г. N 14208-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства "Автомобильные дороги" и "Искусственные дорожные сооружения" в I квартале 2022 г.

Индексы разработаны, в том числе, с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

 

 

20.              <Письмо> Минстроя России от 29.04.2022 N 19281-ИФ/09 <Об индексах изменения сметной стоимости строительства в II квартале 2022 года>

 

Минстрой России информирует о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в II квартале 2022 года

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных и изыскательских работ.

Индексы разработаны в том числе с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

Индексы для отдельных субъектов РФ сообщаются дополнительно.

 

Сфера применения: Проектирование

21.              Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 569 "О внесении изменения в Положение о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов"

 

Внесены уточнения в содержание основной части проекта планировки территории

Согласно изменениям, внесенным в Раздел 1 "Проект планировки территории. Графическая часть", в случае если в связи с реконструкцией линейных объектов не устанавливаются, не отменяются, не изменяются красные линии и (или) не изменяются границы зон планируемого размещения этих линейных объектов, подготовка соответствующего чертежа красных линий и (или) чертежа границ зон планируемого размещения линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с изменением их местоположения, не требуется.

 

Начало действия документа: 13.04.2022

 

 

22.              Постановление Правительства РФ от 04.04.2022 N 579 "Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации"

 

Упрощен порядок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

Предусмотрено, что государственная экспертиза может не проводиться в случае, если изменения в проектной документации, связанные с заменой строительных ресурсов на аналоги, не приводят к увеличению сметной стоимости строительства более чем на 30 процентов и свыше 100 млн. рублей.

Если замена стройматериалов на аналоги приводит к увеличению сметной стоимости строительства более чем на 30 процентов и свыше 100 млн. рублей, то проводится повторная государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства с выдачей соответствующего заключения.

В указанном случае повторная экспертиза проводится бесплатно и в срок, не превышающий 14 рабочих дней.

 

Начало действия документа: 14.04.2022

 

 

23.              Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 г. №626 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 г. №353

 

Определены особенности проведения экологической экспертизы проектной документации в 2022 г.

В частности, предусмотрено, когда может не проводиться повторная экологическая экспертиза.

 

Начало действия документа: 21.04.2022

 

 

24.              Приказ Минстроя России от 13.12.2021 N 916/пр "Об утверждении Методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2022 N 68062)

 

Утверждена новая Методика определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов.

Документ устанавливает единые методы определения сметных цен и цен на эксплуатацию машин и механизмов, применяемых при формировании сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, определяемой на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ.

 

Начало действия документа: 16.04.2022

 

 

25.              Приказ Минстроя России от 02.03.2022 N 135/пр "Об утверждении критериев, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации, и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам применения типовой проектной документации" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2022 N 68218)

 

Установлены критерии аналогичности объектов капитального строительства для целей определения допустимости использования типовой проектной документации.

Согласно приказу, такими критериями являются:

– назначение проектируемого объекта капитального строительства;

– мощность проектируемого объекта соответствует мощности объекта капитального строительства (допустимое отклонение значения составляет не более 10%);

– площадь и (или) протяженность (применительно к линейным объектам) проектируемого объекта соответствуют площади и (или) протяженности объекта капитального строительства (допустимое отклонение значения составляет не более 10%);

– природные условия территории.

 

Начало действия документа: 26.04.2022 (за исключением отдельных положений)

 

 

26.              <Письмо> Минстроя России от 12.04.2022 N 15639-ИФ/11 <Об организации проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий>

 

Разъяснен особый порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Сообщается, что Постановлением Правительства РФ от 04.04.2022 N 579 до 31 декабря 2022 года предусмотрены особенности проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Рекомендуется пользоваться нормой по продлению сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, предусмотренной указанным Постановлением.

 

 

27.              Приказ ФАУ «Главгосэкспертиза России» № 46 от 11.03.2022 г. «О Временном порядке проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ “Главгосэкспертиза России” в связи с введением моратория на подготовку отрицательных заключении по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

 

Установлен Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ "Главгосэкспертиза России" в условиях моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам ее проведения

Выполнение процедур, связанных с проведением госэкспертизы, в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости, осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ "Главгосэкспертиза России", утвержденным приказом ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 24.01.2017 N 7, с учетом положений настоящего Временного порядка.

Приказом вводится мораторий на подготовку отрицательных заключении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изыскании.

При проведении государственной экспертизы проектной документации будут скорректированы сроки выполнения действий, связанных с проведением государственной экспертизы.

В период действия Временного порядка приказом определены основания на проведение государственном экспертизы, по которым не выдаются сводные замечания, а также не производится досрочное расторжение договора.

 

 

28.              Письмо Минстроя России от 18.03.2022 N 11233-ИФ/08 «Об осуществлении архитектурно-строительного проектирования и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

 

При нарушении сроков проведения государственной экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий организации, осуществляющие архитектурно-строительное проектирование, могут быть исключены из членов саморегулируемых организаций, в которых они состоят.

Указанным организациям при подготовке проектной документации надлежит безусловно соблюдать требования технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил, минимизировать количество ошибок, а также выполнять свою работу своевременно и качественно.

ФАУ "Главгосэкспертиза России" будет осуществлять учет организаций, подготовивших проектную документацию с нарушением указанных требований (в том числе на основании информации, представленной органами исполнительной власти субъектов РФ или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями). Информация о выявленных нарушениях будет ежемесячно направляться в Минстрой России.

При выявлении указанных выше организаций, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, на заседаниях президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации будет рассматриваться вопрос об исключении таких организаций из членов саморегулируемых организаций, в которых они состоят

 

 

Сфера применения: Закупки

29.              Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Максимальный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта сокращен до 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке

целях поддержки заказчиков и участников госзакупок внесены изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В частности:

- закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства "под ключ", предусматривающие заключение контрактов, предметом которых может быть одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта;

- расширяются возможности проведения запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;

- устанавливается запрет на использование иностранной валюты при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;

- расширяется перечень заказчиков, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг которыми применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), путем наделения Правительства РФ полномочиями по включению в него заказчиков, в отношении которых введены санкции и меры ограничительного характера;

- предусматривается, что до 31 декабря 2022 года заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке, проекте контракта.

Указанные положения не применяются, если контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.

 

Начало действия документа: 16.04.2022 (за исключением отдельных положений)

 

 

30.              Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

Для участия субъектов МСП в конкурентных закупках предусмотрена возможность предоставить независимую гарантию.

Независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, должна соответствовать установленным требованиям, в том числе: должна быть выдана гарантом, предусмотренным частью 1 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ; информация о ней должна быть включена в соответствующий реестр; независимая гарантия должна содержать ряд обязательных условий (в части срока уплаты гарантом денежной суммы по требованию заказчика (бенефициара); срока ее действия и пр.).

Установлена обязанность гаранта уплатить за каждый день просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии неустойку (пени) в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате по такой гарантии.

Правительство РФ уполномочено, в числе прочего, установить типовую форму независимой гарантии, форму требования об уплате денежной суммы по ней, дополнительные требования к независимой гарантии.

 

Начало действия документов: 01.07.2022 (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.04.2023 г.)

 

 

31.              Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 N 545 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2438"

 

Правительство продлило программу субсидирования льготных кредитов, выданных подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства

Исключено указание на 2021 год в Правилах предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2438.

Установлено обязательство о представлении кредитной организацией ежеквартального отчета о достижении результата предоставления средств.

Также, в частности, уточнены положения, касающиеся досрочного завершения работ, предусмотренных контрактом, установлены основания прекращения выплаты возмещения недополученных доходов и истребования ранее выплаченного возмещения.

Утверждена форма декларации о выполнении условий реализации мер поддержки досрочного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства

 

Начало действия документа: 14.04.2022

 

 

32.              Приказ Минстроя России от 25.02.2022 N 124/пр "О внесении изменения в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 841/пр" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2022 N 68345)

 

Уточнен порядок расчета коэффициента корректировки цены контракта, учитывающий рост стоимости строительных ресурсов. В новой редакции изложены положения, устанавливающие формулу расчета коэффициента корректировки цены контракта (Ккор), учитывающего рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта.

 

Начало действия документа: 08.05.2022

 

 

33.              Информационное письмо Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 "О направлении информации о применении постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N 417"

 

Поставщикам, не исполнившим свои обязательства по госконтрактам из-за санкций, рекомендуется представлять обосновывающие документы

Сообщается, что невозможность исполнения поставщиком контракта, возникшая вследствие введения санкций, является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в реестр, поставщику представляется целесообразным с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.

 

 

34.              Информационное письмо Минфина России от 11.04.2022 N 24-07-08/30988 "О направлении информации по вопросам о возможности изменения по соглашению сторон существенных условий договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

 

Договоры, заключенные в соответствии с Законом N 223-ФЗ, могут быть изменены по соглашению сторон.

Если в положении о закупке установлено, что изменение условий договора по соглашению сторон не допускается, то заказчик вправе при необходимости рассмотреть вопрос о внесении изменений в положение о закупке в указанной части.

Также сообщается об издании Директив представителям интересов РФ, касающихся принятия решений, обеспечивающих в связи с введением ограничительных мер: неприменение в 2022 году штрафных санкций за нарушения исполнения обязательств по договорам, изменение условий договора, если по независящим от сторон обстоятельств его исполнение без изменения условий невозможно.

 

35.              Информационное письмо Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697 "О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и некоторых актов Правительства Российской Федерации"

 

Минфином даны разъяснения по вопросам исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ

Существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, при возникновении обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, могут быть изменены на основании решения Правительства РФ, органа госвласти субъекта РФ, местной администрации. Сообщается, что в таком решении может быть отражена необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта.

 

 

36.              Информационное письмо Минфина России от 18.04.2022 N 24-01-09/34211 "В дополнение к информационному письму от 14 марта 2022 г. N 24-03-08/18813 "О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. N 301"

 

Минфином разъяснены требования, касающиеся неразмещения в единой информационной системе сведений о закупках

Сообщается, в частности, что требования постановления Правительства РФ от 6 марта 2022 г. N 301 распространяются исключительно на заказчиков, в отношении которых введены санкции и (или) меры ограничительного характера. При этом данные требования не применяется, например, при осуществлении закупок дочерней организацией заказчика (не являющегося кредитной организацией), в отношении которого введены санкции.

В реестр договоров также перестают вноситься информация и документы об исполнении, изменении, расторжении тех договоров, информация о заключении которых ранее была включена в реестр договоров.

Обращено также внимание на то, что Постановление N 301 не распространяется на отношения, связанные с осуществлением закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

 

 

37.              Информационное письмо Минфина России от 19.04.2022 N 28-05-07/34796 "О направлении рекомендаций в органы управления юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

 

Юридическим лицам, осуществляющим закупки, рекомендовано предусматривать авансовые платежи

Юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", рекомендуется при заключении гражданско-правового договора, подлежащего исполнению в 2022 году, устанавливать аванс в размере не менее 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора при условии обеспечения надлежащего контроля за расходованием таких средств.

 

 

38.              <Письмо> Минстроя России от 09.04.2022 N 15274-ИФ/09 <По вопросу увеличения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству>

 

Рассмотрен вопрос об увеличении цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству

По мнению Минстроя России, вопрос возможности увеличения цены указанного контракта, который заключен на срок менее одного года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, в связи с ростом цен на строительные ресурсы урегулирован.

Также, в частности, Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что изменение существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, контракта жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также контракта, предметом которого может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и заключенных до 1 января 2023 года, допускается по соглашению сторон, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

 

 

Сфера применения: ФНС

39.              <Письмо> ФНС России от 01.04.2022 N ЕА-4-15/3971@ "О направлении информации"

 

ФНС подготовлены разъяснения по применению заявительного порядка возмещения НДС

Право применения заявительного порядка возмещения налога распространено на налогоплательщиков, которые не находятся в процессе реорганизации или ликвидации и не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Указанные налогоплательщики имеют право на применение заявительного порядка возмещения налога за налоговые периоды 2022 и 2023 годов.

Сообщается, какие условия должны быть соблюдены для применения данного порядка, а также установлены формы необходимых документов (заявления, формы решений налогового органа о возмещении НДС и решения об отказе в возмещении).

 

 

40.              <Информация> ФНС России "Сроки уплаты страховых взносов за II - III кварталы 2022 года перенесены на год"

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.2022 г. №776, установленные НК РФ сроки уплаты страховых взносов за II - III кварталы 2022 года продлеваются на год. Возможность использования льготы зависит от основного кода ОКВЭД, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по состоянию на 1 апреля 2022 года. Если такой код организации и ИП отражен в перечне, то они могут воспользоваться отсрочкой в отношении страховых взносов, исчисленных:

- с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за апрель - июнь 2022 года,

- за 2021 год с дохода ИП, превышающего 300 тыс. рублей.

Для компаний и предпринимателей, чей код ОКВЭД отражен в перечне, на 12 месяцев перенесены и сроки уплаты страховых взносов с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за июль - сентябрь 2022 года.

Лицам, отвечающим установленным критериям, сроки уплаты будут продлены в проактивном порядке. Никаких заявлений для этого подавать не требуется.

Обращаем внимание, что данная льгота не распространяется на бюджетные организации, имеющие по состоянию на 1 апреля 2022 года поименованные в приложении N 3 постановления организационно-правовые формы.

 

 

Сфера применения: Образование

41.              Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 584 "Об особенностях признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в 2022 году"

 

До 31 декабря 2022 г. вводится упрощенный порядок признания в РФ иностранного образования и квалификации

Для граждан РФ признание полученного ими иностранного образования и квалификации будет осуществляться на основе практики признания аналогичного образования и квалификации, полученных в иностранных государствах и территориях, без направления запросов в их компетентные органы и организации.

Граждане, прибывшие на территорию РФ и имеющие документы об образовании и квалификации, полученные на территории Украины, освобождаются от обязательного представления оригинала документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и приложения к нему.

 

Начало действия документа: 06.04.2022- 31.12.2022

 

 

Сфера применение: Разрешительные документы

42.              Постановление Правительства РФ от 19.04.2022 N 701 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353"

 

Автоматически продлеваются сроки действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев, а также их упрощённом получении или переоформлении в 2022 году.

Не будут взимать госпошлину за выдачу и продление лицензий для любой деятельности и внесение изменений в их реестр по заявлениям, которые подадут до конца 2022 года.

 

Начало действия документа: 21.04.2022

 

Сфера применения: Судебная практика

43.              Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2022 N 308-ЭС21-20570 по делу N А63-8366/2020

Требование: О расторжении муниципального контракта

Обстоятельства: Заказчик ссылается на тот факт, что бюджетные ассигнования, предусмотренные на оплату контракта, уменьшены.

Встречное требование: О взыскании задолженности, внесении изменений в контракт.

Решение: Дело в части требования о расторжении муниципального контракта и встречного искового требования о внесении изменений в пункты муниципального контракта

направлено на новое апелляционное рассмотрение, так как при определении того обстоятельства, является ли полный отзыв лимитов бюджетных обязательств основанием к расторжению муниципального контракта, суду надлежало исходить из аналогии закона.

 

 

II.               Проекты нормативных актов:

 

1.    Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». (ID проекта 02/04/12-21/00123352)

 

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2020 № 468-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 10 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) была изложена в новой редакции, что позволило квалифицировать работы в отношении магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, осуществляемых методом прокладки нового участка трубопровода условно параллельно старому с последующим демонтажем старого участка (далее – метод «параллельной прокладки»), в качестве капитального ремонта.

     Однако в действующем законодательстве не урегулированы вопросы, сопутствующие проведению указанных работ (обеспечения контроля безопасности объекта, оформления прав на землю, изменения зон с особыми условиями использования территорий и др.). В связи с чем отсутствует реальная возможность проведения указанных работ в качестве капитального ремонта, они продолжают осуществляться по правилам реконструкции.

     Для более четкого разграничения реконструкции и капитального ремонта законодательное закрепление дополнительного критерия капитального ремонта, осуществляемого в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ, согласно которому в ходе работ по капитальному ремонту не должно происходить увеличения существующих минимальных расстояний.

В целях обеспечения возможности проведения капитального ремонта существующих линейных объектов по инициативе третьих лиц, планирующих строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных средств, необходимо исключить требование о предоставлении акта, содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в указанных случаях.

В целях обеспечения контроля безопасности объекта признание допустимости оформления обоснования безопасности опасного производственного объекта при капитальном ремонте, осуществляемом в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ.

Определение в земельном законодательстве возможности:

•   установления публичного сервитута для проведения капитального ремонта, осуществляемого в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ, и для последующей эксплуатации новых наземных частей трубопровода;

•   изменения зон с особыми условиями использования территорий при проведении капитального ремонта, осуществляемого в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ, а также порядок таких изменений.

Определение особенностей государственного кадастрового учета ввиду изменения основных характеристик трубопроводов вследствие капитального ремонта, проведенного в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ.

 

Статус документа: подготовка заключения об ОРВ

 

 

2.    Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (ID проекта - 02/04/02-22/00124867)

 

В целях распространения предусмотренного статьей 52.2 ГрК РФ механизма переноса линейных объектов на магистральные газопроводы, сети газораспределения, магистральные нефтепроводы предлагается внести соответствующие в часть 1 статьи 52.2 ГрК РФ.

Кроме того, предлагается внести в ГрК РФ изменения, предусматривающие дополнение пункта 2 части 3.4 статьи 49 ГрК РФ исключением в части проектной документации, предусматривающей строительство, реконструкцию, капитальный ремонт линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.

 

Статус документа: подготовка заключения об ОРВ

 

 

3.    Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ID проекта- 02/04/02-22/00125042)

 

Законопроектом предусматриваются следующие изменения:

- пункт 2 части 5 статьи 5.2 Кодекса исключен из перечня мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства;

- в части 6 статьи 49 Кодекса государственная историко-культурная экспертиза проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия исключена из перечня экспертиз, проводимых в отношении проектной документации;

- в абзаце десятом статьи 28 Федерального закона № 73-ФЗ конкретизирована цель проведения государственной историко-культурной экспертизы;

- в абзаце десятом статьи 30 Федерального закона № 73-ФЗ конкретизированы объекты историко-культурной экспертизы.

Кроме того, в соответствии с вышеизложенным предлагается внести корреспондирующие изменения в статью 51 Кодекса в части исключения особого порядка выдачи разрешения на строительство при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, а также в статьи 33, 36 и 45 Федерального закона № 73-ФЗ в части исключения требования о необходимости согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, если в отношении такой проектной документации проводится градостроительная экспертиза.

 

Статус документа: проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта Федерального закона и независимая антикоррупционная экспертиза

 

 

4.    ПроектФедерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерациии о внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации" (ID проекта - 02/04/01-22/00124250)

 

Подготовлен проект нового закона об архитектурной деятельности в РФ

Проект закона определяет субъектов архитектурной деятельности, к которым относятся, в частности, Минстрой России, некоммерческие организации и объединения архитекторов и лица, осуществляющие архитектурно-строительное проектирование, а также уточняет их права и обязанности.

Документом под архитектором понимается физическое лицо, имеющее высшее архитектурное образование и осуществляющее архитектурную деятельность на профессиональной основе. Законопроект также содержит отдельные статьи о главных архитекторах проекта, субъектов РФ и муниципальных образований.

Предлагается признать утратившими силу ряд законодательных актов и их положений, в том числе - действующий в настоящее время Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

 

Статус документа: проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта нормативно правового акта и антикоррупционная экспертиза

 

 

5.    Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменения в пункт 13 Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». (ID проекта - 02/07/01-22/00124245)

 

Проект постановления устанавливает требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

В целях сокращения конечных сроков реализации проектов и снижению административных барьеров при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства проектом постановления предлагается исключить из перечня документов, представляемых для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статус документа: Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

 

Статус документа: проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

 

 

6.    Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждениисостава сведений единого реестра о членах саморегулируемых организаций и ихобязательствах, порядка формирования и порядка ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, в том числе порядка включенияв указанный реестр сведений» (ID проекта - 02/07/01-22/00124065)

 

Данное Постановление должно быть принято во исполнение статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ), которая вступает в силу с 01.09.2022 г., и призвано утвердить состав сведений единого реестра о членах СРО и их обязательствах, а также порядок формирования и порядок ведения указанного реестра.

 

Статус документа: подготовка заключения об ОРВ

 

 

7.    Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые актыПравительства Российской Федерации" (ID проекта - 01/01/04-22/00126366)

 

Предлагается урегулировать некоторые вопросы, касающиеся подготовки проектов решений о реализации бюджетных инвестиций в объекты капстроительства.

     В частности, предлагается установить требование осуществлять расчет планируемого размера обеспечения исполнения госконтракта, предметом которого является строительство (реконструкция) объекта капитального строительства (при необходимости установления такого размера).

      Кроме того, в случае заключения контрактов, предметом которых является одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, предлагается при принятии решений об осуществлении капвложений предусматривать условие о заключении соответствующего контракта ("под ключ").

 

Статус документа: общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза

 

 

8.    Проект приказа Минстроя России «Об утверждении критериев, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». (ID проекта 02/08/12-21/00123463)

 

Краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования:

1 июля 2021 года принят Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ), предусматривающий, в том числе замену института экономически эффективной проектной документации повторного использования институтом типовой проектной документации. В этой связи необходимо утвердить критерии, на основании которых будет устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации, а также внести корреспондирующие изменения в соответствующие НПА.

Разработан в целях реализации части 4 статьи 48.2 ГрК РФ, а также в соответствии пунктом 11 Плана-графика подготовки актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного 28 июля 2021 г. № 8162п-П49.

 

Статус документа: подготовка заключения об ОРВ

 

9.    Проект приказа Минстроя России «О внесении изменений в Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр». (ID проекта - 01/02/01-22/00124044)

 

Разработан Минстроем России в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ в целях обеспечения соблюдения заказчиками требований законодательства о контрактной системе в части обеспечения соответствия структурированных сведений о контракте, включаемом в реестр контрактов, заключенных заказчиками, в единой информационной системе в сфере закупок условиям заключенного контракта и смете контракта, и предусматривает закрепление обязанности отражения в ведомости объемов выполненных работ и смете контракта отдельной позицией оборудования, поставляемого в ходе выполнения работ и принимаемого заказчиками на баланс в качестве основных средств, а также обязанность отражения страны происхождения такого оборудования и указания стоимости такого оборудования как с учетом налога на добавленную стоимость для налогоплательщиков и без учета налога. Данные поправки в проект Приказа позволят синхронизировать информацию о поставляемом оборудовании, указанную в смете заключенного контракта, и в Акте о приемке выполненных работ.

Вносимые изменения конкретизируют дату утверждения проектной документации.

Проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, устанавливается данными изменениями как приоритетный метод определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации.

Предусматривается включение в смету контракта отдельной строкой затрат на выплату премии за досрочное завершение исполнения контракта (выполнение всех предусмотренных контрактом работ, в том числе обеспечивающих возможность ввода объекта в эксплуатацию), если таковые предусмотрены в сводном сметном расчете стоимости строительства.

 

 

10.              Проект приказа Минстроя России «Об утверждении перечня документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, состава сведений, включаемых в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства, порядка внесения изменений в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства, оснований для отказа во включении сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства, перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства». (ID проекта – 02/08/02-22/00124734)

 

Разработан в соответствии с частью 13 статьи 55.5-1 Кодекса в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документом утверждается перечень документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 статьи 55.5-1 Кодекса (в редакции Федерального закона № 447-ФЗ), состава сведений, включаемых в национальный реестр, порядка внесения изменений в национальный реестр, оснований для отказа во включении сведений о физическом лице в соответствующий национальный реестр, перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра.

 

Статус документа: подготовка заключения об ОРВ

 

 

11.              Проект приказа Минстроя России     «Об утверждении оснований для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации». (ID проекта - 02/08/02-22/00124722)

 

Разработан в соответствии частью 17 статьи 55.16 Кодекса в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью обеспечения соблюдения имущественных прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в случае исключения из государственного реестра саморегулируемых организаций сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являются; сокращение сроков восстановления их правоспособности осуществлять предпринимательскую деятельность. В проекте приказа содержатся положения, устанавливающие предусмотренные действующим ранее порядком взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 и 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом Минстроя России от 29 мая 2019 г. № 306/пр, обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению.

 

Статус документа: подготовка заключения ОРВ

 

 

12.              Проект приказа Минстроя России «Об утверждении Методики определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для строительства сетей инженерно-технического обеспечения». (ID проекта 01/02/01-22/00124416)

 

Разработан в соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2017, № 31, ст. 4740), подпунктом 5.4.23(1) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г.        № 1038.

Методика предназначена для применения при определении сметной стоимости работ по подготовке проектной и рабочей документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса сетей инженерно-технического обеспечения на территории Российской Федерации.

 

Статус документа: проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

 

 

13.              Проект приказа Минстроя России «Об утверждении Методики определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для создания инженерно-технической системы антитеррористической защищенности объектов жилищно-гражданского назначения». (ID проекта - 01/02/01-22/00124257)

 

Разработан в соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Методика предназначена для применения при определении сметной стоимости работ по подготовке проектной и рабочей документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса инженерно-технических систем антитеррористической защищенности на территории Российской Федерации.

 

Статус документа: проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

 

 

14.              Проект Приказа Минстроя России "Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" (ID проекта - 02/08/03-22/00125926)

Подготовлен проект новых требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и порядка определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Проектом, в частности, предусматривается введение определенных запретов, направленных на повышение энергетической эффективности. В частности, с 1 сентября 2022 г. не допускается строительство новых многоквартирных домов ниже класса энергетической эффективности "Е" (пониженный), а с 1 сентября 2027 г. - ниже класса энергетической эффективности "В" (высокий).

Предлагается признать утратившими силу приказы Минстроя России, регулирующие аналогичные правоотношения.

 

Статус документа: проведение публичных обсуждений и независимая антикоррупционная экспертиза

 

15.              Проект приказа «Об утверждении требований к критически важным объектам системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». (ID проекта - 02/08/04-22/00126777)

 

Проект приказа разработан в целях реализации пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 г. № 1537 «Об утверждении Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Предлагается установить комплекс мер по реализации требований к критически важным объектам системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на всех этапах их жизненного цикла, в том числе и на этапе проектирования.

 

Статус документа: общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза

 

 




Наши партнеры