Усиленная квалификационная электронная подпись: новые правила с 01.01.2022 г.
Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон N 63-ФЗ) существует три вида электронных подписей: простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные электронные подписи (далее – УКЭП). Ключевые изменения, которые вводятся в действие с 2022 года, касаются выдачи УКЭП для юридических лиц и ИП, а также нотариусов.
Применение УКЭП
Применение УКЭП обязательно в отдельных случаях, в том числе, для подписания: налоговой отчетности, если она представляется в электронном виде (п. 1 ст. 80 НК РФ), бухгалтерской отчетности, электронных счетов-фактур, электронных УПД, документов, связанных с прослеживаемостью товаров (п. 6 ст. 169 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108, п. 7.1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ); трудовых договоров, договоров полной материальной ответственности с дистанционными работниками (ст. 312.3 ТК РФ).
УКЭП имеет «квалифицированный сертификат ключа проверки квалифицированной электронной подписи» (п. 3 ст. 2 Закона N 63-ФЗ) по которому ее можно проверить и удостовериться, что она принадлежит конкретному владельцу.
Новые правила выдачи УКЭП:
В 2022 г. УКЭП на имя руководителя юридического лица, ИП и нотариуса можно будет получить только через удостоверяющие центры ФНС, Банка России или Казначейства (п. 6.1 ст. 5, пп. 1 п. 1 ст. 17.2 Закона N 63-ФЗ, п. 8 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@).
УКЭП на физическое лицо, в том числе которое будет по доверенности действовать в интересах организаций или ИП, продолжат выдавать аккредитованные удостоверяющие центры (п. 1 ст. 17.1, пп. 2 п. 1 ст. 17.2 Закона N 63-ФЗ):
Кто подписывает документ |
Где получать УКЭП |
Руководитель организации |
ФНС |
Индивидуальный предприниматель |
ФНС |
Сотрудник организации или индивидуального предпринимателя |
АУЦ |
Кредитные и некредитные финансовые организации, а также операторы электронных систем |
АУЦ Банка России |
Бюджетные организации, гос.организации, некоторые разновидности коммерческих организаций, которые получают бюджетное финансирование с казначейским сопровождением |
УЦ Федерального казначейства |
Обращение в удостоверяющий центр ФНС за оформлением УКЭП на руководящий состав компаний и для ИП уже возможно с 01 июля 2021 г.
УКЭП в ФНС оформляется бесплатно.
Переход на новые правила выдачи УКЭП
В соответствии со ст. 17.2 Закона N 63-ФЗ с 1 января 2022 года может применяться УКЭП на имя руководителя организации, выданная только в «государственных» удостоверяющих центрах, даже если у организаций еще не истек срок действия сертификатов, выданных коммерческими УЦ по прежним правилам.
Однако, в соответствии с Письмом Минцифры России от 10.08.2021 N ОП-П15-085-33604, а также Федеральным законом от 30.12.2021 N 443-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", владельцам УКЭП предоставлен «переходный» период:
Если подпись на руководителя выдана коммерческим УЦ, который прошел аккредитацию по новым требованиям закона, УКЭП можно использовать в течение срока действия, но не позднее 31.12.2022 года[*].
Подписи других коммерческих УЦ действовали до конца 2021 года (если аккредитация или срок действия сертификата не кончились раньше).
Выдача УКЭП руководителю организации или ИП
Подача заявления в ФНС возможна:
А) в точке выдачи - в ФНС;
Б) через портал Госуслуг.
Получение УКЭП в ФНС:
Список удостоверяющих центров ФНС можно найти на сайте ФНС России (https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ucfns/el_sign_getting/) в разделе «Порядок получения электронной подписи». Обращаем вниманием, что Список удостоверяющих центров ФНС периодически изменяется.
Получить УКЭП необходимо в течение 5 рабочих дней после того, как пришел ответ от портала Госуслуг об одобрении заявления (п.п. 26, 27 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@).
Ключ, который сгенерирует оператор в УЦ, будет работать только с КриптоПро (см. п. 11 Порядка, утв. Приказом ФНС России N ВД-7-24/982@).
Выдача УКЭП физлицу (не руководителю организации)
На уполномоченных лиц организации/ИП, которые будут действовать от имени организации/ИП по доверенности, можно оформить УКЭП в любом переаккредитованном коммерческом УЦ.
Список удостоверяющих центров можно найти на сайте Минцифры в разделе «Аккредитация удостоверяющих центров» (digital.gov.ru/ru/activity/govservices/2).
Эта УКЭП оформляется именно на физлицо, без привязки к конкретной организации!
УКЭП может использоваться физлицом как в случае служебной необходимости, так и в личных целях. Для того чтобы физлицо могло использовать УКЭП в интересах, например, своего работодателя, понадобится доверенность, которая будет подписана руководителем организации и присутствовать в комплекте документов, которые подписывает сотрудник (пп. 2 п. 1 ст. 17.2, п. 2 ст. 17.3 Закона N 63-ФЗ). Так происходит привязка УКЭП физлица к организации/ИП. Для удобства взаимодействия с постоянными контрагентами такая доверенность может быть передана по соглашению сторон предварительно.
[*] Как руководителя, так и сотрудника с сертификатом с указанием в нем юрлица; так же для ИП