Обзор законодательства. Октябрь 2024
13 Ноября 2024

Обзор законодательства. Октябрь 2024

I. Действующее законодательство

Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

1.Приказ Минстроя России от 27.09.2024 N 656/пр "О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 октября 2023 г. N 725/пр"

В новой редакции изложены некоторые перечни специализированных строительных ресурсов, применяемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, объектов магистрального нефтепровода, объектов использования атомной энергии, объектов электроэнергетики, объектов космической инфраструктуры, объектов добычи и производства драгоценных камней.


2.Письмо Минстроя России от 30.10.2024 № 63748-АЛ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на IV квартал 2024 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ»

Минстрой сообщил о новой рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на IV квартал 2024 года. Индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в Приложениях к настоящему письму, будут сообщены Минстроем дополнительно.  


3.Письмо Минстроя от 18.10.2024 № 61062-ОС/02 «О рассмотрении обращения»

Минстрой сообщил о необходимости членства в саморегулируемой организации (СРО) соответствующих видов если предметом договора подряда является одновременно выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство (реконструкция, капремонт) объектов капитального строительства (ОКС):

1️) Если организация является членом СРО только в области строительства (реконструкции, капремонта, сноса) ОКС, то она не вправе заключать договор подряда, предметом которого являются одновременно работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству (реконструкции, капремонту) ОКС, так как не может выполнить в полном объеме обязательства по договору. 

2️) Если государственный или муниципальный заказчик не предусмотрит в документации о единой закупке требование о том, чтобы участник имел одновременно членство в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства (реконструкции, капремонта, сноса) ОКС, то возникает риск непредусмотренных выплат из бюджета, если будет причинен вред из-за недостатков работ.

Это связано с невозможностью регрессного требования к СРО соответствующего вида. 

3️) Кроме того, невозможна компенсация нанесенного ущерба из средств соответствующего компенсационного фонда и возврат средств в бюджет соответствующего уровня.  


4.Письмо Минстроя России от 10.10.2024 N 59262-СМ/08 «О мероприятиях, принимаемых при отступлениях от национальных стандартов и сводов правил в сфере строительства»

Приведен список компенсирующих мероприятий, которые принимаются при отступлении от строительных стандартов и сводов правил. Эти мероприятия могут обеспечить базовые требования безопасности. Но при этом они приводят в т. ч. к ухудшению потребительских свойств объектов капитального строительства и удорожанию последующей эксплуатации. 

 

II. Проекты нормативных правовых актов

1.Проект Федерального закона № 751791-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Проводится эксперимент по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности (в т. ч. лицензирования). 

 1️. Упрощается порядок предоставления лицензий и разрешений:

⬩ сокращаются сроки предоставления государственных услуг, административных процедур и перечня представляемых заявителем документов;

⬩ оптимизируются и автоматизируются процессы подачи, приема, рассмотрения заявлений о предоставлении разрешений и лицензий; 

⬩ из перечня документов, представляемых заявителем самостоятельно, исключаются те, которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия.

⬩ осуществляется переход на реестровую модель учета результатов предоставления государственных услуг;

⬩ внедряется отказ от выдачи результатов предоставления государственных услуг на бумажном носителе или в форме электронного документа.

2️. Вводятся:

⬩ реестр разрешений на строительство. 

Выдача разрешения подтверждается записью в реестре разрешений на строительство;

⬩ реестр разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Выдача разрешения подтверждается записью в реестре разрешений на ввод в эксплуатацию.

Реестры будут формироваться и вестись в порядке, установленном Правительством.

Эксперимент продлится до 31 декабря 2024 года.

Стадия документа – внесен в ГД ФС РФ

 

2.Проект Федерального закона № 735387-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Изменятся правила работы с объектами культурного наследия (ОКН):

1️. Предлагается разрешить проведение работ по воссозданию, восстановлению утраченных элементов памятника или ансамбля:

⬩ конструктивно не связанных с памятником или ансамблем;

⬩ не включенных в перечень выявленных объектов культурного наследия;

⬩ не включенных в единый госреестр ОКН. 

2️. Вводится новая статья 52, которая вводит:

⬩ определение термина «воссоздание, восстановление утраченных элементов памятника или ансамбля»;

⬩ принципы и порядок проведения таких работ, включающий необходимость разработки проектной документации, подлежащей государственной историко-культурной экспертизе.

3️. Предусмотрена возможность строительства в границах территорий памятников или ансамблей линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения.

Условие: если они не нарушают характеристики историко-градостроительной или природной среды ОКН, а само строительство не противоречит требованиям обеспечения сохранности ОКН. 

4️. Вводится понятие регенерации историко-градостроительной среды ОКН, а также порядок ее проведения.

5️. Определен правовой режим исторически ценных ОКГ.

6️. Определен порядок включения и исключения зданий, сооружений из перечня исторически ценных градоформирующих объектов.

Стадия документа – внесен в ГД ФС РФ


3.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1279)».  

Автоматизируется процесс сверки сведений по госуслуге Росаккредитации по аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

Услуга будет предоставляться без участия должностных лиц в срок не более 1 рабочего дня. 

Это положение Постановления Правительства РФ начнет действовать с 1 марта 2025 года.

Стадия документа - подведение итогов общественного обсуждения


4.Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Документ уточняет понятие «этапа» в отношении линейных объектов транспортной инфраструктуры.

1. Вносятся изменения в: 

⬩ Постановление Правительства от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

⬩ ‎Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 ‎«О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Цель изменений привести их в соответствие со сроками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

2. Уточняется понятие «этапа» в отношении линейных объектов транспортной инфраструктуры.

Стадия документа - завершение независимой антикоррупционной экспертизы


5.Проект Постановления Правительства «Об установлении случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации».

Для строительства, реконструкции ОКС не требуется подготовка рабочей документации в следующих случаях:

⬩ если не требуется получение разрешения на строительство;

⬩ если ‎не требуется проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. 

Стадия документа – проведение оценки регулирующего воздействия


6.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменения в пункт 3.1 требований к цифровым топографическим картам и цифровым топографическим планам, используемым при подготовке графической части документации по планировке территории, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 739/пр». 

Изменяются требования к цифровым топографическим картам и планам, которые используются при подготовке документации по планировке территории.

В частности, на топографических картах и планах разрешается отображать (при подготовке графической части документации по планировке территории, предусматривающей размещение ОКС) элементы не только в границах зон планируемого объекта, но и за их пределами. 

Речь идет о следующих элементах: 

⬩ рельеф сухопутной части территории с применением горизонталей, отметок высот, характерных точек местности в государственной системе нормальных высот, условных знаков обрывов, скал, воронок, осыпей, оврагов, оползней, ледников и иных условных знаков;

⬩ растительный покров и грунты (древесная, кустарниковая, травянистая растительность, пашни, болота, прочие земли, пески, каменистые россыпи, нарушенные земли и т. д.);

⬩ подземные и надземные линейные объекты.

Стадия документа -   общественное обсуждение 


7.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменений в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий». 

Внесены изменения в требования к заключению экспертизы:

1️. Расширяется состав сведений, которые включаются ‎в разделы: 

⬩ «Общие положения и сведения о заключении экспертизы»;

⬩ «Сведения, содержащиеся в документах, представленных для проведения экспертизы проектной документации (ПД)»;

⬩ «Сведения, содержащиеся в документах, представленных для проведения экспертизы результатов инженерных изысканий»;

⬩ «Описание рассмотренной документации (материалов)»;

⬩ «Выводы по результатам рассмотрения» заключения экспертизы».  

2️. Сведения о замечаниях и изменениях будут указываться в заключениях экспертизы.

3️. Также в заключении экспертизы будет указываться: 

⬩ сведения о специалистах по организации изысканий и проектирования;

⬩ количество замечаний по результатам первоначального рассмотрения ПД;

⬩ количество случаев оперативного внесения изменений по замечаниям;

⬩ сведения о содержащихся в ПД аварийных решениях (если заключение экспертизы отрицательное);

⬩ сведения о решениях, которые могли привести к риску возникновения аварийных ситуаций, гибели людей, причинению значительного материального ущерба.

Стадия документа - завершение независимой антикоррупционной экспертизы


8.Проект Приказа Минстроя «О внесении изменений в приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 1 марта 2018 г. № 125/пр "Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке" и от 21 апреля 2022 г. № 307/пр  "Об утверждении Формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации"».

Вносятся изменения в формы задания на проектирование ОКС:

1️. В типовую форму задания на проектирование объекта капитального строительства;

2️. В задание застройщика или технического заказчика на проектирование ОКС, строительство, реконструкция, капремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы.

В том числе:  

⬩ расширяется вносимая информация об основных технико-экономических показателях объекта, в частности, стоимостных: общая стоимость строительства, стоимость возведения фундамента, стоимость оборудования, стоимость проектных и изыскательских работ и др.

⬩ перечень основных технико-экономических показателей ОКС указывается по видам объектов.

Стадия документа - независимая антикоррупционная экспертиза


Наши партнеры