Обзор законодательства. Сентябрь 2024
I. Действующее законодательство
Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО
Упрощен порядок списания затрат, понесенных на незавершенное строительство ОКС федеральной собственности.
1️. Уточнены:
⬩ порядок ведения федерального реестра незавершенных объектов строительства;
⬩ последствия включения таких объектов в федеральный или региональный реестр долгостроев.
Среди оснований для исключения объекта из федерального реестра:
⬩ списание его в порядке, установленном законодательством;
⬩ передача из федеральной в региональную или муниципальную собственность.
Решение о целесообразности такой передачи принимается, если:
⬩ подтверждена целесообразность завершения строительства или сноса объекта;
⬩ главный распорядитель бюджетных средств согласен на передачу объекта.
2. Внесены поправки в следующие документы:
⬩ Постановление Правительства РФ от 18 июля 2022 года N 1295 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, составе включаемых в него сведений и порядке предоставления таких сведений».
⬩ Постановление Правительства РФ от 26.07.2022 N 1333 «О последствиях включения объекта незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства».
Начало действия документа - 03.10.2024.
Новый показатель риска станут выявлять на основе информации о дисциплинарных мерах, которую отразят в реестре членов СРО изыскателей, проектировщиков и строителей.
Индикатор сработает в одной из ситуаций:
• Размещение два и более раза в течение календарного года в реестре членов саморегулируемой организации сведений о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена СРО;
• Публикация в течение года рекомендации об исключении лица из членов СРО.
Не будут учитывать сведения о мерах, которые суд отменил.
Напомним, если в 2024 году выявляют индикаторы риска, по согласованию с прокуратурой могут провести внеплановую документарную либо выездную проверку.
Начало действия документа - 05.10.2024.
3.Письмо Росреестра от 02.09.2024 N 11-8317-АБ/24 «О рассмотрении обращения».
Даны разъяснения по вопросу отнесения объектов с назначением "здание" к объектам вспомогательного использования.
Сообщается, в частности, что в соответствии с Требованиями к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденными приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082, предусмотрена возможность указания в техническом плане сведений о том, что объект недвижимости является объектом вспомогательного использования на основании включаемой в приложение к такому техническому плану копии фрагмента проектной документации, содержащей сведения о таком объекте вспомогательного использования и информацию об утверждении такой проектной документации, или иного документа, в соответствии с которым данный объект определен в качестве вспомогательного (при наличии такого документа).
Таким образом, по мнению Росреестра, требованиями действующего законодательства допускается осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект капитального строительства вспомогательного использования - здание, в том числе отвечающее критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.05.2023 N 703 "Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования".
Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Внесены изменения в Перечень линейных объектов, для строительства (реконструкции) которых не требуется подготовка документации по планировке территории (ДПТ).
Среди них линейные объекты:
⬩ коммуникационные коллекторы — подземные линейные сооружения для совместной прокладки и обслуживания инженерных сетей и кабелей;
⬩ воздуховоды, водопроводы, водоводы, шламопроводы;
⬩ железнодорожные пути необщего пользования;
⬩ кабели связи и контрольные кабели.
Такие объекты должны отвечать определенным условиям:
• не быть особо опасными, технически сложными или уникальными;
• размещаться в границах производственного объекта;
• границы ЗОУИТ, установленные или изменяемые в связи со строительством (реконструкцией) таких объектов, не выходят за пределы территории производственного объекта.
Начало действия документа - 24.09.2024.
Минстрой сообщил об особенностях пересчета сметной стоимости работ по строительным контрактам:
1. Если для определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) используется сметная документация, разработанная на основании применяемой на дату формирования НМЦК сметно-нормативной базы, то для пересчета сметной стоимости подрядных работ в уровень цен на дату определения НМЦК следует использовать индексы изменения сметной стоимости, которые размещены Минстроем в ФРСН и действующие на дату определения НМЦК, а не индексы фактической инфляции.
2️. Если сметная документация разработана на основании сметно-нормативной базы, не применяемой на дату формирования НМЦК, то пересчет сметной стоимости подрядных работ в уровень цен на дату определения НМЦК осуществляется с использованием индекса фактической инфляции.
3️. Перевод сметной стоимости подрядных работ из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода реализации проекта осуществляется:
⬩ с применением индексов-дефляторов Минэкономразвития по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)»;
⬩ или прогнозных индексов инфляции (при наличии), установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ — если закупки делаются за счет бюджетных средств субъекта РФ.
4️. Рекомендуется для такого перевода использовать показатели актуального среднесрочного прогноза.
Они размещаются на сайте Минэкономразвития в разделе «Деятельность/Макроэкономика/Прогнозы социально-экономического развития».
Минстрой опубликовал письмо о порядке внесения изменений в проект при наличии XML-схемы. Согласно Письму:
1. Измененная часть сметной документации для проведения повторной госэкспертизы (в т. ч. в форме экспертного сопровождения) представляется в формате xml.
2. Если основное задание на проектирование утверждено до 01.09.2022, то для проведения госэкспертизы (в т. ч. повторной и в форме экспертного сопровождения) пояснительная записка (ПЗ) представляется в формате электронных документов (п. 3 приказа Минстроя №783/пр от 12.05.2017).
Так как на сайте Минстроя отсутствует xml-схема для подготовки ПЗ в этом формате.
Сфера применения: ЗАКУПКИ
Дополнен перечень банков, на счета в которых вносятся денежные средства для обеспечения заявки на участие в закупке при проведении предусмотренных Законом N 44-ФЗ электронных процедур. В перечень включено АО "БМ-Банк".
II. Проекты нормативных правовых актов
Типовые условия договора на вынос сетей со строительной площадки будут установлены Правительством.
Условия договоров застройщика (технического заказчика) с собственниками линейных объектов станут типовыми.
Имеются в виду договора о реконструкции, капремонте существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством (реконструкцией или капремонтом) ОКС.
Стандартизация условий позволит сократить сроки их согласования с собственниками линейных объектов.
Стадия законопроекта - рассмотрение ГД ФС РФ
Цель законопроекта - обязать собственников земельных участков в Москве зарегистрировать землю. Поэтому с 1 января 2025 года до 31 декабря 2029 года предлагается провести эксперимент, в ходе которого:
1. Будет создан реестр землепользования для оформления прав на публичные земельные участки в беззаявительном порядке.
2. Сведения о землепользовании будут вноситься только после регистрации права собственности на объект недвижимости в ЕГРН.
3. Плата за пользование земельным участком будет начисляться в автоматическом режиме после внесения записи в реестр землепользования.
4. Если с собственником здания (сооружения), находящегося в частной собственности, будет заключен договор аренды земельного участка, то соответствующая реестровая запись будет исключена.
5. Платежи за землю будут взыскиваться без судебного решения в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Если собственник участка не заплатит за него вовремя, то уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы обратится к нотариусу за проставлением исполнительной надписи.
Аналогичный порядок взыскания будет распространен на взыскание платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в гос- или муниципальной собственности.
Стадия законопроекта - внесен в ГД ФС РФ
Устанавливаются принятия решений по изменениям в генеральные планы (ГП) и правила землепользования и застройки (ПЗЗ).
Сокращаются сроки:
⬩ принятия решения об утверждении или отклонении проекта ГП и о направлении его главе местной администрации на доработку — до 20 дней;
⬩ внесения изменений в проект ГП — до 20 дней;
⬩ утверждения изменений в ПЗЗ — до 20 дней;
⬩ внесения изменений в проект ПЗЗ — до 20 дней;
⬩ опубликования решения о подготовке проекта изменений в ГП — до 10 дней;
⬩ принятия решений о направлении проекта ГП в представительный орган местного самоуправления или на доработку — до 10 дней;
⬩ направления проекта ПЗЗ главе муниципального образования либо в комиссию на доработку — до 10 дней.
Стадия законопроекта - независимая антикоррупционная экспертиза
Предлагается уравнять условия для участников госзакупок (в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), независимо от того, платят они НДС или применяют упрощенную систему налогообложения.
В частности, заказчики получат право сравнивать цены участников закупок без учета НДС.
Договор будет заключаться по цене, предложенной участником. Но, если в конкурсной документации заказчик не укажет применение единого базиса, то оценка должна будет проводиться с учетом НДС.
Это даст возможность заказчикам, работающим на общей системе налогообложения, получать налоговые вычеты.
Стадия законопроекта - рассмотрение ГД ФС РФ
Согласно проекту Постановления уполномоченными на подготовку проектной документации неоднократного применения являются:
⬩ Минобороны — в отношении объектов обороны и безопасности, объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации;
⬩ Минтранс — в отношении объектов транспортной инфраструктуры;
⬩ Минстрой и ФАУ «ФЦС» — в отношении объектов капстроительства, не отнесенных к полномочиям Минобороны России и Минтранса.
Стадия законопроекта - независимая антикоррупционная экспертиза
· Приведены порядок оказания, услуги, исчерпывающий перечень документов.
· Услуга предоставляется через Госуслуги или официальный сайт органа власти.
· Максимальный срок предоставления услуги составляет 17 рабочих дней с даты регистрации заявления и необходимых документов.
· Результат предоставления услуги — техническое свидетельство, подтверждающее пригодность новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве на территории РФ.
· Формирование реестровой записи в качестве результата предоставления Услуги не предусмотрено.
· Услуга предоставляется бесплатно.
Стадия законопроекта - независимая антикоррупционная экспертиза
До 1 января 2026 года продлевается срок действия приказа Минстроя России №604/пр о Порядке определения:
⬩ начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) по одновременной подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и выполнению работ по строительству, реконструкции и (или) капремонту объектов капитального строительства,
⬩ цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
⬩ методики составления сметы такого контракта;
⬩ порядка изменения цены такого контракта.
Стадия законопроекта - независимая антикоррупционная экспертиза