Обзор законодательства. Июль 2022
1 Августа 2022

Обзор законодательства. Июль 2022

I.                  Действующее законодательство

 Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

 

1) Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 N 1196 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электросвязи"

С 1 марта 2023 г. вступают в силу Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электросвязи.

Правила утверждены в соответствии с частью 2 статьи 52.1 Градостроительного кодекса РФ. Они применяются в отношении проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, реконструированных, но не подключенных к сетям электросвязи объектов капитального строительства. Подключение осуществляется в следующем порядке: направление заявителем исполнителю запроса о выдаче технических условий; выдача технических условий в случае направления заявителем запроса; направление заявки о подключении; заключение договора о подключении с приложением технических условий; исполнение заявителем и исполнителем договора о подключении; составление акта о подключении.

 Начало действия документа - 01.03.2023 г.

  

2) Постановление Правительства РФ от 18.07.2022 N 1295 "Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, составе включаемых в него сведений и порядке предоставления таких сведений"

В федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства подлежат включению находящиеся в государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности юридических лиц незавершенные объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Включение в реестр будет осуществляться в соответствии с решениями Межведомственной комиссии, состоящей из представителей Минстроя, Минфина, Росреестра, Росимущества, Федерального казначейства. Реестр формируется по установленной форме, включающей в себя, в том числе, такие сведения об объектах, как их фактическое местонахождение, причины остановки строительства, наличие необходимой градостроительной документации, проблемные моменты (наличие уголовных дел, наличие претензий от заказчика или подрядчика), финансовая информация.

Начало действия документа - 19.07.2022.


3) Постановление Правительства РФ от 28.07.2022 N 1348  "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490"

Уточнен исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. В указанный перечень включены, в частности, следующие документы, сведения, материалы и согласования:

- обосновывающие материалы проекта зон охраны объекта культурного наследия;

- результаты общественного обсуждения проекта зон охраны объекта культурного наследия;

- письменное согласие залогодержателя, если в отношении объекта недвижимого имущества или права на объект недвижимости осуществлена государственная регистрация ипотеки, если иное не установлено федеральным законом или договором об ипотеке и др.

 Начало действия документа - 12.08.2022.

           

4) Постановление Правительства РФ от 26.07.2022 N 1329  "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

В федеральную адресную инвестиционную программу включены объекты капитального строительства, предельная стоимость которых превышает 3 млрд рублей. Ранее в нее включались объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества государственной собственности субъектов РФ и (или) муниципальной собственности, сметная стоимость или предполагаемая (предельная) стоимость либо стоимость приобретения которых (рассчитанная в ценах соответствующих лет) превышала 1,5 млрд рублей. Также предусмотрено, что при предоставлении субсидий на софинансирование капитальных вложений в такие объекты адресное (пообъектное) распределение субсидий с указанием размеров субсидий утверждается актами Правительства РФ.

Начало действия документа - 04.08.2022.


5) Постановление Правительства РФ от 26.07.2022 N 1333  "О последствиях включения объекта незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства"

Предусмотрены последствия для объектов незавершенного строительства, которые включены в федеральный и региональный реестры незавершенных объектов. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что такими последствиями являются: принятие управленческого решения о целесообразности завершения строительства (реконструкции) объекта незавершенного строительства и ввода его в эксплуатацию, приватизации (отчуждения) объекта, его сноса; включение такого объекта в план мероприятий по снижению количества объектов незавершенного строительства.

Начало действия документа - 05.08.2022.


6) Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2022 N 1973-р <О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 07.09.2020 N 2278-р>

Расширен перечень объектов инфраструктуры, строительство или реконструкцию которых можно вести по упрощенным процедурам. В перечень включены детские сады, школы, фельдшерско-акушерские пункты, физкультурно-оздоровительные комплексы, детские школы искусств и другие социальные учреждения, а также пункты пропуска через государственную границу.  В отношении объектов, включенных в перечень, применяется упрощенный порядок выделения земельных участков, ускоренный порядок проведения экспертизы проектов и разработки документов по планировке территории, что, в свою очередь, позволяет сократить общее время строительства.

Начало действия документа - 19.07.2022

  

7) Приказ Минстроя России от 04.07.2022 N 541/пр "О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов, сформированный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 597/пр"

Внесены дополнения в классификатор строительных ресурсов. Новые позиции включены, в частности, в следующие Книги классификатора:

01. "Материалы для строительных и дорожных работ";

04. "Смеси бетонные, растворы, смеси строительные и асфальтобетонные";

05. "Изделия из бетона, цемента и гипса";

08. "Изделия металлические, металлопрокат, канаты"

11. "Изделия и конструкции из дерева и пластмассовых профилей";

12. "Материалы и изделия кровельные рулонные, гидроизоляционные и теплоизоляционные, звукоизоляционные, черепица, водосточные системы".


8) <Письмо> Минстроя России от 29.07.2022 N 36840-ИФ/09 <Об индексах изменения сметной стоимости строительства в II квартале 2022 года>

Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2022 года. В дополнение к письмам от 29 апреля 2022 г. N 19281-ИФ/09, от 12 мая 2022 г. N 20846-ИФ/09, от 19 мая 2022 г. N 22232-ИФ/09, от 26 мая 2022 г. N 23868-ИФ/09, от 2 июня 2022 г. N 24922-ИФ/09, от 10 июня 2022 г. N 26784-ИФ/09, от 18 июня 2022 г. N 27956-АЛ/09, от 27 июня 2022 г. N 29698-ИФ/09, от 8 июля 2022 г. N 32358-ИФ/09, от 15 июля 2022 г. N 33935-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам использования атомной энергии во II квартале 2022 г. Индексы разработаны, в том числе, с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

  

9) <Письмо> Минстроя России от 15.07.2022 N 33935-ИФ/09 <Об индексах изменения сметной стоимости строительства в II квартале 2022 года>

Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2022 года. В дополнение к письмам от 29 апреля 2022 года N 19281-ИФ/09, от 12 мая 2022 года N 20846-ИФ/09, от 19 мая 2022 года N 22232-ИФ/09, от 26 мая 2022 года N 23868-ИФ/09, от 2 июня 2022 года N 24922-ИФ/09, от 10 июня 2022 г. N 26784-ИФ/09, от 18 июня 2022 г. N 27956-АЛ/09, от 27 июня 2022 г. N 29698-ИФ/09, от 8 июля 2022 г. N 32358-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства, включая строительно-монтажные работы.

  

10) "Методика оценки эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета" (утв. решением президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ, протокол от 23.06.2022 N 33)

Утверждена методика оценки эффективности инвестпроектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых осуществляется из федерального бюджета.

Методика разработана в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства РФ от 14 апреля 2022 г. N 655 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". В Методике указано, на какие объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества она не распространяется.

            

Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

11) Федеральный закон от 14.07.2022 N 350-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В Градостроительном кодексе РФ закреплено понятие "типовое проектное решение". Установлено, что функционально-технологическое, конструктивное, инженерно-техническое и иное решение, содержащееся в типовой проектной документации, по решению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти или подведомственного ему учреждения может быть признано типовым проектным решением. Сведения о типовом проектном решении могут включаться в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Со дня включения сведений в реестр такое решение может быть применено при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта. Правительством устанавливаются, в том числе порядок признания решения, содержащегося в типовой проектной документации, типовым проектным решением, а также особенности признания проектной документации объекта ИЖС типовой проектной документацией.

Начало действия документа - 14.07.2022 (за исключением отдельных положений).

            

12) Приказ Минстроя России от 14.07.2022 N 571/пр "Об утверждении Методики применения сметных норм"

Установлены методы и способы применения сметных норм. Документ предусматривает методы и способы применения сметных норм на строительные, ремонтно-строительные, ремонтно-реставрационные работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования, а также пусконаладочные работы при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежащей определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта в соответствии с частью 1 статьи 8.3 ГрК РФ с применением ресурсно-индексного и ресурсного методов.

 

13) Приказ Минстроя России от 18.07.2022 N 577/пр "Об утверждении Методики разработки сметных норм"

Установлена Методика разработки сметных норм. Документ определяет методы разработки сметных норм на строительные, ремонтно-строительные и ремонтно-реставрационные работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования, а также пусконаладочные работы и рекомендуется к применению всеми организациями, осуществляющими разработку сметных норм.

  

14) Письмо Минстроя России от 16.07.2022 N 34214-ИФ/08 «О нарушении негосударственными экспертными организациями требований законодательства о необходимости проведения экспертизы по ряду объектов в форме государственной экспертизы».

Минстрой России сообщает о многочисленных нарушениях негосударственными экспертными организациями требований законодательства о необходимости проведения экспертизы по ряду объектов только в форме государственной экспертизы. В настоящее время реализована техническая готовность сервисов ГИС ЕГРЗ автоматически выявлять заключения экспертизы, подготовленные с указанными нарушениями, и не допускать включение в ЕГРЗ сведений о заключениях негосударственной экспертизы, содержащих сведения, не относящиеся к предмету негосударственной экспертизы. В связи с этим сообщается о необходимости неукоснительного соблюдения принципа подведомственности организаций, осуществляющих проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и направления проектной документации, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ, в организации по проведению государственной экспертизы проектной документации

  

15) Письмо ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 21.07.2022 N 08-05-1/11833-НБ «О государственной экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, по рекультивации открытой площадки для размещения (захоронения) отходов».

Рассмотрен вопрос о государственной экспертизе проектной документации по рекультивации открытой площадки для размещения (захоронения) отходов. Отмечается, что проектная документация и/или результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, по рекультивации открытой площадки для размещения (захоронения) отходов подлежат государственной экспертизе в случае строительства или реконструкции (в значении соответствующих понятий, установленном пунктами 13 и 14 статьи 1 ГрК РФ) объекта (объектов) капитального строительства, предусмотренных такой документацией.

  

Сфера применения: ЗАКУПКИ

16) Постановление Правительства РФ от 12.07.2022 N 1238 "О реализации пилотного проекта по участию банков Республики Беларусь в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации"

С 1 мая 2022 г. по 31 декабря 2023 г. в рамках пилотного проекта белорусские банки могут выдавать независимые гарантии участникам российской системы госзакупок. Участниками пилотного проекта являются: с российской стороны - Минфин, Минцифры, ФНС, Федеральное казначейство и ПФР.

С белорусской стороны на добровольной основе участвуют "Сберегательный банк "Беларусбанк", "Белвнешэкономбанк", "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк", Банк ВТБ (Беларусь) и "МТБанк".

На подготовительном этапе с мая по июнь 2022 г. белорусские банки получают СНИЛС, квалифицированные сертификаты ключа проверки электронных подписей, ИНН, регистрируются, в том числе, в единой системе идентификации и аутентификации и в единой информационной системе в сфере закупок. На втором этапе с июля 2022 г. по декабрь 2023 г. белорусские банки могут выдавать независимые гарантии и обеспечивать включение таких независимых гарантий в соответствующий реестр.

Начало действия документа - 14.07.2022.


17) Постановление Правительства РФ от 28.07.2022 N 1344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Скорректированы положения ряда актов Правительства РФ, регламентирующие изменение цен госконтрактов из-за существенного увеличения стоимости строительных ресурсов.

В частности, установлено, что при возникновении в ходе исполнения госконтракта независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году допускается изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы. В указанном случае не применяются установленные ограничения по изменению цены контракта в пределах лимитов бюджетных средств и увеличению срока его исполнения и (или) цены контракта не более чем на 30 процентов.  Кроме этого, документом расширен перечень заказчиков, госконтракты которых могут быть пересмотрены в сторону увеличения цены.

Начало действия документа - 02.08.2022.


18) Информационное письмо Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840 "Об изменении существенных условий контрактов в 2022 году"

Минфин России сообщает об особенностях изменения в 2022 году существенных условий контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ . Разъяснено, что положения пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и изданного в его реализацию постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680 касаются вопросов изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Следовательно, на основании указанного постановления не могут быть изменены существенные условия заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ контрактов, не являющихся государственными и муниципальными контрактами, то есть заключенных заказчиками, не являющимися государственными и муниципальными заказчиками.

Дополнительно отмечено, что в соответствии с положениями части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ допускается изменение по соглашению сторон существенных условий любого контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. В связи с этим в отношении контрактов, существенные условия которых не могут быть изменены в соответствии с Постановлением N 680, может быть рассмотрен вопрос об изменении их существенных условий на основании положений части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ.


II.              Проекты документов

1) Проект Постановления Правительства РФ "О независимых гарантиях, используемых при осуществлении конкурентных закупок товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (ID проекта 01/01/06-22/00128730)

Планируется установление дополнительных требований к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП.

Проектом планируется реализовать соответствующие положения Федерального закона от 16.04.2022 N 109-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, предусматривается установление: независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого при осуществлении вышеуказанной закупки; типовых форм независимых гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения указанного договора; перечня документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по таким независимым гарантиям, формы такого требования; особенностей порядка ведения реестра независимых гарантий, предусмотренного Законом N 44-ФЗ, для целей Закона N 223-ФЗ.

Также проектом предусмотрено внесение изменений в ряд постановлений Правительства РФ с целью приведения их положений в соответствие с Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Стадия проекта: общественные обсуждения и антикоррупционная экспертиза

 

2) Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (ID проекта 02/04/06-22/00128789)

Проект разработан с целью оптимизировать перечень объектов, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, сократить сроки и стоимость строительства, снизить административную нагрузку на строительный бизнес.      Предлагается внести изменения в статью 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и расширить круг объектов, в отношении которых не проводится государственный строительный надзор, и предусмотреть отсутствие необходимости осуществления государственного строительного надзора при строительстве или реконструкции автомобильных дорог (за исключением входящих в их состав искусственных дорожных сооружений)

Стадия проекта: Оценка регулирующего воздействия

 

3) Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2020 г. № 1798» (ID проекта 01/01/07-22/00129797)

Проектом предусматривается возможность получения предварительной оценки разделов проектной документации, в т.ч. подготовленных применительно к одному из этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства, на предмет их соответствия требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды и государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности и к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, а также требованиям антитеррористической защищенности объекта. Указанная оценка может осуществляться по решению застройщика или технического заказчика в форме экспертного сопровождения уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации органом исполнительной власти или организацией.

Устанавливается, что выполнение подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, до выдачи разрешения на строительство объектов федерального, регионального или местного значения возможно со дня согласования органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации, разделов проектной документации, изменений в них.

Стадия проекта: публичные обсуждения в отношении текста проекта федерального закона и антикоррупционная экспертиза


Наши партнеры