Обзор законодательства. Июнь 2022
8 Июля 2022

Обзор законодательства. Июнь 2022

I.                  Действующее законодательство


Сфера применения: СТРОИТЕЛЬСТВО

1. Постановление Правительства РФ от 10.06.2022 N 1062 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2022 г. N 603" ("О случаях и порядке выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков").

Уточнен порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках.

Скорректирован также порядок выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков.

Начало действия документа - 10.06.2022.

 

2. Постановление Правительства РФ от 02.06.2022 N 1013 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 г. N 319" ("О единой информационной системе жилищного строительства")

Расширяется перечень сведений, подлежащих размещению застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства. Такие сведения определены для застройщиков: осуществляющих строительство многоквартирных домов без привлечения денежных средств граждан и юридических лиц; привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса. Предусматриваются сроки размещения указанных сведений.

Начало действия документа - 01.09.2022.

 

3. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2022 N 1420-р <Об утверждении перечня видов затрат, которые возникают в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов и которые включаются в сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства>

Определен перечень видов затрат, которые возникают в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом существующих линейных объектов и которые включаются в сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Речь идет, в частности, о затратах, включаемых в сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта следующих объектов капитального строительства:

линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, транспортной инфраструктуры регионального значения или транспортной инфраструктуры местного значения при наличии утвержденного проекта планировки территории;

многоквартирных жилых домов, домов блокированной застройки и необходимых для их функционирования объектов коммунальной инфраструктуры, объектов транспортной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, если предусмотрено изменение местоположения существующих линейных объектов.

Начало действия документа - 01.09.2022.

  

4. <Письмо> Минстроя России от 29.04.2022 N 19152-НС/07 <О рассмотрении обращений>

Заключение договора участия в долевом строительстве в отношении нежилого помещения в составе общественно-делового комплекса не противоречит Закону N 214-ФЗ.

Сообщается, что Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" исключается возможность привлечения денежных средств на строительство объектов производственного назначения в рамках указанного закона.

В соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" производственными объектами являются объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи.

В связи с тем, что объект капитального строительства - общественно-деловой комплекс к производственным объектам не относится, заключение договора участия в долевом строительстве в отношении нежилого помещения (гостиничный номер) в его составе не противоречит требованиям Закона N 214-ФЗ.

 

5. <Письмо> Минстроя России от 27.06.2022 N 29698-ИФ/09 <Об индексах изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2022 года>

Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2022 года

В дополнение к письмам от 29 апреля 2022 года N 19281-ИФ/09, от 12 мая 2022 года N 20846-ИФ/09, от 19 мая 2022 года N 22232-ИФ/09, от 26 мая 2022 года N 23868-ИФ/09, от 2 июня 2022 года N 24922-ИФ/09, от 10 июня 2022 г. N 26784-ИФ/09, от 18 июня 2022 г. N 27956-АЛ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

Индексы разработаны, в том числе, с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России. Индексы для отдельных субъектов РФ сообщаются дополнительно.

 

6. "Перечень часто встречающихся нарушений обязательных требований в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (утв. Ростехнадзором, публикация на сайте http://gosnadzor.ru по состоянию на 14.06.2022).

Определены часто встречающиеся нарушения обязательных требований в сферах деятельности, подконтрольных Ростехнадзору, - в том числе, на объектах федерального госстройнадзора. Применительно к каждому нарушению приводятся соответствующие статьи нарушаемых нормативно-правовых актов, статьи КоАП РФ, степень риска причинения среда, степень тяжести негативных последствий, основные причины правонарушения.

 

 Сфера применения: ПРОЕКТИРОВАНИЕ

7. Приказ Минстроя России от 21.04.2022 N 307/пр "Об утверждении Формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2022 N 68783)

Установлена Форма задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы РФ. Реализован Федеральный закон от 06.12.2021 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым указанная форма задания устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

 Начало действия документа - 19.06.2022.

 

 Сфера применения: ЗАКУПКИ

8. Федеральный закон от 11.06.2022 N 160-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Закон регулирует ситуации, возникающие из конфликта интересов в сфере госзакупок. Законом, в частности:

- уточнены условия, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

- уточнен перечень лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ;

- установлен перечень физических лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок в рамках Закона N 223-ФЗ;

- закреплена обязанность члена комиссии по осуществлению закупок сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии;

к руководителю заказчика, членам комиссии по осуществлению закупок установлено требование о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Кроме этого, документом определено, что заказчики будут получать информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Положения о закупках, которые не соответствуют установленным законом требованиям, должны быть приведены в соответствие с этими требованиями, утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до 1 октября 2022 года.

 Начало действия документа - 01.07.2022 (за исключением отдельных положений).


9. Постановление Правительства РФ от 28.06.2022 N 1148 "Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315" (вместе с "Методикой изменения (увеличения) цены государственного контракта, предметом которого являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения")

Предусмотрена возможность изменения существенных условий госконтрактов, предметом которых являются ремонт и/или содержание автодорог общего пользования федерального значения, в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы. В частности, по соглашению сторон в 2022 году допускается изменение (при соблюдении определенных условий) существенных условий данных госконтрактов, заключенных до 1 июля 2022 г., сторонами которых являются Росавтодор или подведомственные ему федеральные казенные учреждения, если возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения таких госконтрактов. Установлена методика изменения (увеличения) цены госконтракта.

 Начало действия документа - 01.07.2022.

 

10. Информационное письмо Минфина России от 27.06.2022 N 24-01-09/61077 "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2022 г. N 937"

Минфином России разъяснен порядок осуществления госзакупок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2022 года N 937. С 1 июля 2022 года устанавливается случай обязательного предъявления заказчиком требования к участникам закупки об отсутствии информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включенной в него в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера. Указанное требование устанавливается заказчиком: при осуществлении любых закупок любых товаров, работ, услуг. Требование устанавливается заказчиком в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены с 1 июля 2022 г., а также при заключении с 1 июля 2022 г. контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); в обязательном порядке, если заказчиком не реализовано право установить более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в реестре, включенной в реестр по любым основаниям. Если заказчиком такое право реализовано, то данное требование не устанавливается.

    

  II. Проекты документов

1) Проект Федерального закона О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" №145001-8

Предлагается дополнить статью 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ положением, предусматривающим возможность изменения по соглашению сторон существенных условий договора, если при исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения договора. Изменить условия договора представится возможным, если он был заключен до 1 января 2023 года на срок не менее одного года, а основанием изменения существенных условий является в том числе существенный рост цен на поставляемый товар, выполняемую работу, оказываемую услугу более чем на 20%, что позволит поставщикам (исполнителям, подрядчикам) продолжать осуществление хозяйственной деятельности в сложившейся экономической ситуации.

Законопроектом предусмотрено, что само изменение цены договора допускается не более чем на 30% от первоначальной цены договора при подтверждении поставщиком (исполнителем, подрядчиком) изменения показателей, обуславливающих увеличение цены товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, выданного экспертной организацией.

В случае отказа заказчика от подписания соглашения об изменении существенных условий договора договор может быть расторгнут поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в одностороннем порядке, путем направления заказчику уведомления о расторжении договора. Расторжение договора, в данном случае, не является основанием для внесения поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Статус документа: прохождение законопроекта у Председателя Государственной думы РФ (17.06.2022 г. направлен в Комитет ГД по защите конкуренции).

 

2) Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» (ID: 02/07/06-22/00128572)

Проект постановления разработан с целью устранения правовой коллизии, возникшей в связи с внесением Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменений в квалификационные требования к работникам члена СРО, что может привести к противоречивой практике применения норм и рискам неполучения квалифицированным членом СРО права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации.

В проекте постановления содержатся положения, изменяющие ранее предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» обязанности для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности.

Статус документа: публичные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза.

 

3) Проект приказа Минстроя России «Об утверждении Методики отбора проектной документации индивидуальных жилых домов для целей строительства и (или) приобретения таких домов при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда». (ID: 01/02/06-22/00128130)

Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнен в том числе статьей 13.6, пунктом 2 части 6 которой предусмотрено, что уполномоченным органом утверждается методика отбора проектов индивидуальных жилых домов для целей предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.

Утверждение указанной методики позволит создать реестр проектной документации индивидуальных жилых домов с целью использования такой проектной документации субъектами Российской Федерации при строительстве и (или) приобретении таких домов в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Статус документа: общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза.

 

 



Наши партнеры