Меры поддержки строительной отрасли в 2022 году.
24 Июня 2022

Меры поддержки строительной отрасли в 2022 году.

ОБЩИЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

1) С 1 апреля 2022 года введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Мораторий будет действовать полгода и коснется как организаций, так и граждан, включая ИП. Исключение сделано лишь по должникам, которые являются застройщиками многоквартирных домов или другой недвижимости, возводимой в соответствии с законом о долевом строительстве и включенных в единый реестр проблемных активов. (Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами").

2) На 6 месяцев продлена возможность получить компенсацию расходов на прием денег через систему быстрых платежей (Информация Правительства РФ от 02.03.2022 г.).

3) Организации и ИП, которые в 2022 году возьмут к себе на работу молодых людей в возрасте до 30 лет, могут получить господдержку в рамках программы субсидирования найма (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 года №398 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362"). Кроме того,  на такую поддержку могут рассчитывать и те организации и ИП, которые трудоустроят граждан, потерявших или рискующих потерять работу (включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников, трудовой договор с которыми заключен в текущем году в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями) в 2022 году, а также граждан Украины, ЛНР, ДНР и лиц без гражданства, постоянно проживающих там и прибывшим в РФ в экстренном порядке (Постановление Правительства РФ от 4 июня 2022 года №1021 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2022 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан»).

4) Если по итогам 2022 года стоимость чистых активов АО или ООО упадет ниже размера уставного капитала, компания больше не обязана ликвидироваться или уменьшать капитал до уровня не больше стоимости активов. (Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").


ПРОВЕРКИ

5) До конца 2022 года будет действовать мораторий на проведение проверок бизнеса. Плановые проверки будут сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, например, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности. Документом определены исключительные основания проведения в 2022 году внеплановых контрольных мероприятий и проверок, в числе которых - непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства и непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 24.03.2022) "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"). Обращаем внимание, что положения Постановления не распространяются на контроль саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов, осуществляемый в соответствии со статьей 55.13 Градостроительного кодекса РФ. (Письмо Минстроя России от 18.03.2022 N 11066-ТБ/02 «О контроле саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов»).

6) До 01.01.2023 приостановлено проведение проверок главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками в рамках внутреннего финансового контроля (Постановление Правительства РФ от 14.04.2022 N 665 "Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств" ).

7) С 6 апреля 2022 г. вступили в силу следующие поправки в КоАП РФ, смягчающие ответственность:  компанию не наказывают, если за то же нарушение к административной ответственности привлекли ее должностное лицо, работника или управляющую компанию;  за несколько нарушений наказывают как за одно, если они выявлены в ходе одного контрольно-надзорного мероприятия и ответственность установлена в одной статье (ее части) КоАП РФ или регионального закона. В отношении малых и микропредприятий дополнительно установлено, что: их штрафуют на суммы, которые предусмотрены для ИП, а не для организаций; если штраф для ИП не предусмотрен, компания заплатит от половины минимального до половины максимального штрафа для организаций. Если размер санкции фиксированный, назначат 50% от него (Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").


НАЛОГИ И СБОРЫ

8) С 9 марта 2022 года ФНС России приостановила инициирование банкротства должников, таким образом,  введен мораторий на банкротство. Приоритетом в работе налоговых органов станет содействие реструктуризации задолженности. Будут применяться все предусмотренные законодательством процедуры рассрочек и мировых соглашений. По результатам оценки платежеспособности и рисков финансово-хозяйственной деятельности должников с привлечением профессиональных объединений и иных кредиторов будут вырабатываться решения, направленные на сохранение бизнеса. (Информация на сайте ФНС России "ФНС России приняла решение о приостановлении с 9 марта инициирования банкротства должников").

9) До 1 июля 2022 года продлено приостановление права ФНС России на вынесение решений о приостановлении операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников Кроме того, поручается с указанной даты и до отдельного распоряжения не принимать решения о приостановлении операций по счетам до истечения двухнедельного срока с момента направления в банк поручений на списание и перечисление в бюджет задолженности по налогам и сборам. (Письмо> ФНС России от 10.03.2022 N ЕД-26-8/4@кс,  в редакции 31.05.2022)  (О приостановлении принятия решений о приостановлении операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников на период до 01.06.2022).

10) Правительство продлило срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль до 28 апреля 2022 года (Постановление Правительства РФ от 25.03.2022 N 470 "Об изменении срока уплаты ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль организаций в 2022 году").

11) Организации и ИП могут возмещать НДС за 2022 и 2023 гг. в заявительном (ускоренном) порядке, если не находятся в процессе реорганизации, ликвидации или в отношении них не возбуждено дело о банкротстве. Сумму НДС, которая укладывается в определенный лимит, можно возместить без банковской гарантии или поручительства. Если лимит превышен, для ускоренного возмещения в части превышения понадобится банковская гарантия или поручительство. Для ускоренного возмещения НДС нужно подать заявление. ФНС России разработала его рекомендуемую форму и дала разъяснения о ее заполнении. (Федеральный закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", Письмо ФНС России от 01.04.2022 N ЕА-4-15/3971@).

12) Для определенных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности (в том числе «Строительство зданий», «Строительство инженерных сооружений», «Работы строительные специализированные», «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа»), установлено продление на 12 месяцев сроков уплаты страховых взносов. (Постановление Правительства РФ от 29.04.2022 N 776 "Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году").


КРЕДИТЫ

13) Разработаны антикризисные программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Малым предприятиям кредит предоставляется по ставке до 15%, средним – до 13,5%. Льготные кредиты выдаются на срок до трех лет.
Воспользоваться программой можно как для инвестиционных целей, так и для пополнения оборотных средств. Срок действия такой программы - до 30 декабря 2022 г. Список банков - участников программы оборотного кредитования публикуется Банком России https://cbr.ru/develop/msp (Информационное сообщение Банка России от 05.03.2022 «Банк России совместно с Правительством запускает антикризисные программы льготного кредитования МСП»).

14) Свыше 6,2 млрд рублей дополнительно направлено на финансирование программы льготного кредитования бизнеса «ФОТ 3.0» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года №427-р), более 14 млрд рублей на программу льготного кредитования малого и среднего бизнеса (Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 года №535-р и №536-р).

15) Заёмщики, взявшие кредиты под плавающую ставку, получили право реструктуризировать такой заём. Ставки для крупного бизнеса будут повышаться плавно с первого месяца после обращения за реструктуризацией, но не выше 12,5% в первый месяц, 13,5% – во второй и 16,5% – в третий. То есть переходный период для крупных компаний составит три месяца, а на четвёртый – ставка выйдет на рыночный уровень. При этом разница между рыночной ставкой и фактической за эти три месяца может быть компенсирована государством. Для этого Правительство составит перечень критериев соответствия для компаний-заёмщиков, которым такие процентные выплаты могут быть списаны. (Федеральный закон от 26.03.2022 N 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

16) Банк России объявил о дополнительных мерах поддержки кредитных организаций и заемщиков в связи с санкциями. Так, до конца года банкам рекомендовали:

• не ухудшать оценку финансового положения заемщика для резервов под потери, если само ухудшение произошло после 18 февраля 2022 г. из-за санкций;

• не ухудшать оценку качества обслуживания долга независимо от финансового положения заемщика по реструктурированным ссудам. Также стоит реструктурировать задолженность, не назначать пени и штрафы по кредитам и займам, если финансовое положение заемщиков ухудшилось после 18 февраля из-за санкций;

• при расчете резервов по ссудам и при оценке балансового имущества использовать стоимость по состоянию на 18 февраля. (Информация ЦБ РФ от 28.02.2022 г.).

17) Для льготного кредитования системообразующих организаций ЖКХ будут предоставлены субсидии. По кредитному договору получатель субсидии - кредитная организация предоставляет заемщику в 2022 году кредит или часть кредита в рублях на срок до 12 месяцев на пополнение оборотных средств, а именно оплату расходов на цели текущей операционной деятельности (за исключением ряда операций согласно перечню). Ставка льготного кредита - 11 % годовых. Заемщиками по льготным кредитам могут являться системообразующие организации жилищно-коммунального хозяйства и организации, входящие в группу лиц такой организации.

(Постановление Правительства РФ от 09.05.2022 N 835 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям жилищно-коммунального хозяйства и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации жилищно-коммунального хозяйства").


ГОСЗАКАЗ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

18) До 31.12.2022 года заказчикам разрешено устанавливать в качестве аванса до 90% от цены контракта. Правило распространяется на госконтракты, финансируемые из федерального бюджета. Регионам рекомендовано применять аналогичные положения для контрактов, финансируемых из их бюджетов (Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году"). Если цена государственного контракта превышает 1 млрд рублей, то за расчетами по договорам, заключаемым во исполнение государственного контракта, будет осуществляться расширенное казначейское сопровождение (Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 № 482 «О внесении изменений в Правила расширенного казначейского сопровождения и приостановлении действия постановления Правительства РФ от 13 декабря 2021 г. № 2271»).

19) До 31.12.2022 года продлено действие механизма увеличения цены контракта на строительство, реконструкцию и капремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом изменение стоимости не должно превышать 30%. Для согласования новых условий заказчик и подрядчик должны заключить дополнительное соглашение. Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 г. №1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», продлевающие возможность изменения условий контрактов, заключенных в 2022 году (Постановление Правительства РФ от 23 марта 2022 года № 439"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" ).

20) Продлена программа субсидирования льготных кредитов, выданных подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства. Уточнены положения, касающиеся досрочного завершения работ, предусмотренных контрактом, установлены основания прекращения выплаты возмещения недополученных доходов и истребования ранее выплаченного возмещения (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 545 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2438").

21) Исполнителей и подрядчиков по госконтрактам (№44-ФЗ), не исполнивших свои обязательства, не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение контракта оказалось невозможным из-за форс-мажора, связанного с введением санкций и других ограничений иностранными государствами. 
Максимальный срок оплаты услуг субъектов МСП по заключённым с госзаказчиками договорам (№223-ФЗ) сокращён с 15 до 7 рабочих дней (Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 года № 417 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").

22) Для заказчиков в сфере строительства будет упрощено заключение контрактов под ключ, то есть сразу на полный комплекс - от проектирования объекта до его оснащения всем необходимым оборудованием. И такое право будет предоставлено до конца 2023 года (Федеральный закон от 16.04.2022 г. №104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»). С 1 июля 2022 г. предметом одного договора могут быть одновременно: подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, работы по строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства (Если проектная документация объекта капстроительства предусматривает оборудование, необходимое для его эксплуатации, наряду с выполнением указанных работ в предмет договора можно включить поставку такого оборудования); выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства и поставка оборудования, необходимого для его эксплуатации. Это касается случая, когда проектная документация объекта капстроительства предусматривает такое оборудование. 18 мая 2022 г. Минфин РФ и Минстрой РФ сообщили, что заказчики в настоящее время вправе осуществлять закупки, предусматривающие заключение договоров на строительство объекта капитального строительства "под ключ", так как осуществление таких закупок не противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Письмо Минфина России N 24-01-07/45863, Минстроя России N 21909-СМ/09 от 18.05.2022  "Об осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по строительству объектов капитального строительства "под ключ").

23) С 11 марта 2022 года расширен перечень случаев, при которых можно осуществлять закупки для государственных и (или) муниципальных нужд неконкурентным способом. Правительство РФ в рамках антикризисных поправок определило новые случаи закупок у единственного поставщика, а также порядок их проведения по 31 декабря 2022 года включительно (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления", в редакции Постановления Правительства РФ от 16.06.2022 N 1088 "О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 339").

24) С 12 марта 2022 года заказчики обязаны списывать неустойки за неисполнение либо ненадлежащее исполнение контракта по правилам Постановления Правительства РФ N 783, если:

• обязательства не исполнили полностью из-за санкций и (или) ограничений;

• есть письменное обоснование невозможности исполнить контракт по этой причине. Подтверждающие документы необходимо приложить к обоснованию;

• есть акт приемки либо иной документ, который подтверждает исполнение обязательств по контракту (если оно было).

Начисленные и неуплаченные неустойки списывают полностью.
Кроме того, теперь для списания неустойки не важен год, когда произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783").

25) При исполнении государственных (муниципальных) контрактов, предметом которых является строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, в случае возникновения в текущем 2022 году независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность их исполнения, предоставляется право изменения ряда существенных условий контракта, в том числе влекущих увеличение цены контракта более чем на 30% в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта без решений вышестоящих распорядителей бюджетных средств. (Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия")

26) Правительство обеспечит ускоренный вывод строительных материалов, изделий и конструкций на рынок за счет упрощения процедуры подтверждения пригодности их использования. Срок подтверждения пригодности отечественных стройматериалов сокращен с 90 до 10 рабочих дней. Для подтверждения характеристик стройматериалов, которые ввозятся в Россию из-за границы, органы строительного надзора будут учитывать результаты испытаний, проведенных в зарубежных лабораториях. Сроки действия уже выданных технических свидетельств о пригодности материалов, конструкций и технологий будут автоматически продлены на 2 года (Постановление Правительства РФ от 19.04.2022 N 701 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353")

27) Правительством РФ предусмотрено формирование и реализация программы «Строительство» сроком на 5 лет. В рамках программы будет формироваться Федеральная адресная инвестиционная программа. Ответственным за её подготовку и реализацию будет Минстрой. Согласно Постановлению, полномочия по управлению комплексной программой «Строительство» возлагаются на президиум Правительственной комиссии по региональному развитию. (Постановление Правительства РФ от 14.04.2022 N 655 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации").

28) Региональным операторам предоставлены дополнительные возможности при заключении договоров с подрядчиками о проведении капремонта в многоквартирных домах. Если в проекте договора о проведении капремонта предусмотрено условие о казначейском сопровождении расчетов или условие о банковском сопровождении договора, заказчик сможет предусматривать выплату аванса в размере: 

- до 80% стоимости соответствующего вида работ в целях закупки подрядной организацией товаров (материалов, оборудования), на основании документа, подтверждающего приемку подрядной организацией указанных товаров; 

- не более 50% стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах - в иных целях. 

Также предусмотрена возможность увеличения цены договора не более чем на 30%, по соглашению сторон, в связи с увеличением стоимости строительных ресурсов

(Постановление Правительства РФ от 05.05.2022 N 813 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")

29) Компании, которые откажутся исполнять госконтракты из-за санкций против заказчиков, с 1 июля 2022 года не смогут участвовать в закупках по 44-ФЗ. (Постановление Правительства РФ от 23.05.2022 N 937 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571").


ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 

30) Принят федеральный закон об особенностях осуществления градостроительной деятельности, земельных отношений, государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав в 2022 году (Федеральный закон от 14.03.2022 № 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

31) До 1 марта 2023 года арендаторы публичных земельных участков могут заключить допсоглашение на увеличение срока договора до 3 лет без проведения торгов. (Федеральный закон от 14.03.2022 N 586-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

32) Упрощен порядок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

Государственная экспертиза может не проводиться в случае, если изменения в проектной документации, связанные с заменых строительных ресурсов на аналоги, не приводят к увеличению сметной стоимости строительства более чем на 30 процентов и свыше 100 млн. рублей.

В противном случае проводится повторная государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства с выдачей соответствующего заключения. В указанном случае повторная экспертиза проводится бесплатно и в срок, не превышающий 14 рабочих дней (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2022 № 579 "Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации").

33) На один год продлевается установленный Градостроительным кодексом РФ срок использования указанной в градостроительном плане земельного участка информации для целей подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства и внесения в него изменений, в случае если указанный срок истекает в период со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2023 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 № 575 "Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию").

34) Сроки подготовки документации по планировке территории сократятся с 15 до 10 рабочих дней. (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 № 575 "Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию").

35) В отношении отдельных объектов капитального строительства, строящихся за счет средств федерального бюджета в рамках госпрограмм, строительный контроль будет осуществляться Минстроем России или подведомственным ему государственным учреждением (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2020 № 1413 "Об установлении случая проведения строительного контроля в отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета").

36) Автоматически продлеваются сроки действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев, а также их упрощённом получении или переоформлении в 2022 году. Не будут взимать госпошлину за выдачу и продление лицензий для любой деятельности и внесение изменений в их реестр по заявлениям, которые подадут до конца 2022 года (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 (ред. от 09.04.2022) "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году").

37) Внесены уточнения в содержание основной части проекта планировки территории. Согласно изменениям, внесенным в Раздел 1 "Проект планировки территории. Графическая часть", в случае если в связи с реконструкцией линейных объектов не устанавливаются, не отменяются, не изменяются красные линии и (или) не изменяются границы зон планируемого размещения этих линейных объектов, подготовка соответствующего чертежа красных линий и (или) чертежа границ зон планируемого размещения линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с изменением их местоположения, не требуется. (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 № 569 "О внесении изменения в Положение о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов").

38) В 2022 г. действуют особенности регулирования земельных отношений в РФ. Так, если земельный участок, находящийся в частной собственности, необходим для размещения объектов или реализации масштабных инвестиционных проектов, может быть заключен договор мены, по которому его он обменивается на участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. При этом должны соблюдаться определенные требования. С соблюдением установленных требований можно обменять один или несколько государственных или муниципальных участков на один или несколько частных участков (Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 г. №629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в РФ в 2022 г.».)

39) Правительство РФ утвердило Правила выдачи разрешений на строительство нелинейных объектов на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, выдачи соответствующих градостроительных планов земельных участков. Выдача разрешения на строительство объекта в соответствии с Правилами возможна, если соблюдены определенные условия. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается по Правилам, если разрешение на строительство было выдано в соответствии с ними (Постановление Правительства РФ от 06.04.2022 N 603 "О случаях и порядке выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков" (вместе с "Правилами выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков"))

40) Определены особенности проведения экологической экспертизы проектной документации в 2022 г. В частности, предусмотрено, когда может не проводиться повторная экологическая экспертиза (Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 г. №626 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 г. №353).

41) Установлен Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ "Главгосэкспертиза России" в условиях моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам ее проведения (Приказ ФАУ «Главгосэкспертиза России» № 46 от 11.03.2022 г. «О Временном порядке проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ “Главгосэкспертиза России” в связи с введением моратория на подготовку отрицательных заключении по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»).

42) Расширен перечень объектов инфраструктуры, которые будут строиться в соответствии с требованиями «транспортного закона» (Федерального закона от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), что позволит не менее чем на год ускорить строительство дорог, социальной и иной инфраструктуры, связанной с жизнеобеспечением населения. Кроме того, уточнено понятие «исчерпывающего перечня» документов, необходимых для строительства. Органы власти не смогут требовать от заявителя документы, находящиеся у них в распоряжении. Также внесены изменения в часть 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, которые отменили применение сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов при исполнении государственных и муниципальных контрактов. Их применение остается при формировании начальной максимальной цены контракта, а уже закрытие работ должно строиться по графику, прописанному в договоре и не должно быть привязано к технологическому процессу(Федеральный закон от 01.05.2022 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

43) Правительство РФ  в целях снижения административной нагрузки, сохранения стабильности гражданских отношений, установило перенос перехода на применение ресурсно-индексного метода на 01.01.2023 г .(Постановление Правительства РФ №666 от 15.04.2022 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452" ("О мониторинге цен строительных ресурсов").

44) Расширены основания предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Установлено, что такие земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе, некоммерческим организациям для осуществления строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства на таких земельных участках полностью за счет средств, полученных в качестве субсидии из федерального бюджета, на срок строительства и (или) реконструкции данных объектов капитального строительства. (Федеральный закон от 28.05.2022 N 144-ФЗ "О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации").


ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ИПОТЕКА

45) Пересмотрены условия ипотечной программы с господдержкой и о сохранении остальных льготных ипотечных программ.  С 1 апреля 2022 г. льготная ставка составляла 12%, а с 01 мая 2022 г. составила 9%. Действие программы «Льготная ипотека» продлено до 31.12.2022 г. Максимальный размер кредита увеличивается до 12 млн руб. в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях и до 6 млн руб. для остальных регионов. Сохраняются все ипотечные программы семейная – 6%, дальневосточная – 2%, сельская – 3% (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 508 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 806 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" ).

46) Компании, занимающиеся жилищным строительством, смогут рассчитывать на субсидирование процентной ставки по кредитам до 15% годовых. В соответствие с новыми параметрами программы поддержки застройщиков существует три группы кредитных договоров (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 534 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 629").

47) В России упрощена процедура технологического присоединения к инженерным сетям. Заявки на подключение к электричеству, теплу, водоснабжению и водоотведению застройщики и граждане смогут подавать через личный кабинет на портале госуслуг (Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 N 360 "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям").

48) Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2022 № 442 «Об установлении особенностей передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства, которые будут действовать до 31.12.2022. В частности, по соглашению сторон можно изменить срок передачи такого объекта застройщиком и его принятия участником в отдельности от других объектов долевого строительства, входящих в состав того же многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Это возможно не ранее получения разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов недвижимости. Изменения в проектную декларацию при этом не вносятся

49) Введен мораторий на меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком своих обязательств по ДДУ. Так, в период с 29.03.2022 до 31.12.2022 не начисляются неустойки (пени), а также проценты за нарушение срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства (Постановление Правительства от 26.03.2022 № 479 "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве"). Застройщик может получить отсрочку до конца года, например, по уплате штрафных санкций, если требование предъявлено до 29 марта 2022 года; включению объекта в реестр проблемных, если основания для его включения в такой реестр возникли в период с 29 марта по 31 декабря 2022 года. 17.05.2022 г. указанное Постановление было дополнено порядком определения размера неустоек, процентов и других денежных мер ответственности за несоблюдение ДДУ при определенных обстоятельствах (Постановление Правительства РФ от 17.05.2022 N 890 ("О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 г. N 479").

50) По заявлению участника долевого строительства устанавливается возможность продления срока условного депонирования денежных средств по истечении шести месяцев, но не более чем на два года (Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

51) Правительство РФ закрепило возможность заключения соглашений с субъектами РФ в 2022 году за счет лимитов будущих периодов в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Предлагаемая мера позволит субъектам РФ при объявлении торгов на строительство жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда использовать стоимость квадратного метра жилых помещений, установленную Минстроем России на квартал, предшествующий торгам. Таким образом будет обеспечен учет роста цен на жилье в рамках этапов программы, на которые было открыто финансирование в 2021 году. Указанная мера позволит сохранить темп реализации программ переселения из аварийного жилья и улучшить жилищные условия граждан (Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 570 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 г. N 278"  ("О порядке предоставления в 2019 - 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации")).


АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ 2022 Г. (г. Москва)

52) Правительство Москвы приняло решение о повышении с 50 до 70 % максимального размера авансовых платежей при заключении контрактов в сфере строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы.  Аванс не должен превышать суммы принятого обязательства, подлежащего исполнению за счет бюджета города в текущем финансовом году (Постановление Правительства Москвы от 15.03.2022 N 356-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1229-ПП», Постановление Правительства Москвы от 12.04.2022 N 581-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1229-ПП").

53) Принято Постановление Правительства Москвы от 22.03.2022 N 407-ПП (ред. от 05.04.2022) "О мерах экономической поддержки в условиях санкций и внесении изменений в правовые акты города Москвы", в соответствии с которым:

— устанавливается мораторий на повышение в 2022 году ставок арендной платы за земельные участки и объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города; 

— арендаторы объектов нежилого фонда, находящихся в собственности Москвы, получат отсрочку до 31 декабря 2022 года по уплате арендных платежей за второй квартал этого года;

— арендаторы земельных участков, предоставленных для строительства, получат беспроцентную отсрочку арендных платежей за первый год срока аренды земельного участка в части уплаты арендных платежей за второй квартал 2022 года сроком на шесть месяцев. Собственники земельных участков, меняющие вид разрешенного использования для целей строительства, получат аналогичную беспроцентную отсрочку за второй квартал этого года;

— арендная плата за земельные участки, оформляемые для проектирования и строительства (реконструкции) объектов промышленно-производственного назначения, устанавливается в размере одного рубля в год;

— ставка платы при предоставлении рассрочки за земельные участки, оформляемые в аренду для строительства, в 2022 году снижается с 23 (текущая ключевая ставка Центрального банка составляет плюс три процента) до 9,5 процента. Для платежей за изменение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в частной собственности, ставка снижается с 20 до 9,5 процента;

— по обращениям арендаторов земельных участков, оформленных для строительства, ставка арендной платы, установленная в рамках прогрессирующей шкалы на текущий год, сохранится и в следующем году;

— для собственников земельных участков, меняющих вид разрешенного использования для строительства, срок предоставления банковской гарантии продлевается на шесть месяцев в случае предоставления личного поручительства бенефициара;

— для собственников земельных участков, заключивших соглашение о создании мест приложения труда и предоставивших соответствующую банковскую гарантию, предусматривается возврат банковской гарантии, ранее предоставленной при оформлении рассрочки по платежам за изменение вида разрешенного использования земельного участка. (Справочно: Место приложения труда - объект капитального строительства и (или) часть в объекте капитального строительства (помещение), назначение которых соответствует одному или нескольким (многофункциональные места приложения труда) из основных видов разрешенного использования земельного участка, на котором создаются такие объекты капитального строительства, и соответствующие установленным требованиям. В качестве мест приложения труда могут учитываться нежилые коммерческие помещения, социальные объекты в границах застройки.)

54) В рамках программы стимулирования создания мест приложения труда льготы предоставляют инвесторам, которые строят офисные объекты, объекты образования, науки, здравоохранения, спорта, торговли, торгово-развлекательные центры, гостиницы и т.д. Льготы заключаются в уменьшении платежей в городской бюджет за изменение вида разрешенного использования земельных участков при реализации своих проектов жилищного строительства. Льготы смогут получить инвесторы, которые строят логистические и промышленно-производственные объекты, в связи с чем дополнительно установлены требования, предъявляемые к земельным участкам и месту приложения труда, создаваемому в рамках инвестиционного проекта по созданию мест приложения труда промышленно-производственного назначения, а также мест приложения труда, предназначенных для оказания комплексных логистических услуг на территории города Москвы. Также обновлены коэффициенты расположения создаваемого места приложения труда, которые приведены в соответствующих таблицах, по районам, городским округам и поселениям Москвы. (Постановление Правительства Москвы от 26.05.2022 N 928-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы")

55) Упрощены правила изменения существенных условий государственных контрактов в сфере строительства. Так, отменены ограничения по сроку и количеству возможных изменений. Ранее допускалось однократное изменение существенных условий контракта до 30 апреля 2022 года. Кроме того, разрешено вносить изменения в контракты, заключенные до 1 января 2022 года (ранее — до 1 июля 2021-го). В течение 2022 года разрешено вносить изменения в контракты, заключенные на срок менее одного года. Также отредактировали формулы расчета новой цены контракта. Теперь не подлежит индексации резерв средств на непредвиденные расходы и затраты (Постановление Правительства Москвы от 29.03.2022 N 453-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 октября 2021 г. N 1663-ПП»).

56) Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства начал принимать заявки на льготные кредиты для инвесторов. Помощь могут получить компании, которые занимаются строительством или реконструкцией нежилой недвижимости в столице. Строители могут рассчитывать на льготные условия как по действующим, так и по новым кредитам. Для этого инвестор должен быть зарегистрирован и осуществлять свою деятельность на территории Москвы, а также иметь разрешение на строительство. Чтобы получить помощь, инвестор должен иметь земельный участок в собственности или по праву долгосрочной аренды. Максимальная ставка льготного кредита с учетом поддержки города составит 12 процентов. Строительное или промышленное предприятие должно сначала заключить кредитный договор, а потом обратиться в фонд. После одобрения заявки подписывается контракт об уплате части процентных ставок до конца года. Ежемесячно на счет за три дня до списания процентов будет перечисляться необходимая сумма. Оставить заявление промышленники могут в Московском фонде поддержки промышленности и предпринимательства по адресу: Неглинная ул., д. 15, стр. 1, комнаты 6-15. Вся необходимая информация — на сайте фонда или по телефону: +7 (495) 777-26-96. Подробнее по ссылке https://stroi.mos.ru/news/nachalsia-priiem-zaiavok-na-l-ghotnyie-kriedity-dlia-stroitieliei?from=cl.

57) Москва компенсирует затраты подрядчиков на получение банковской гарантии при заключении контрактов на строительство объектов по городскому заказу, в том числе в рамках программы реновации. Подробнее по ссылке: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/8179050/

58) Правительство Москвы до 31 декабря 2022 г. предоставит отдельным субъектам МСП льготные условия выполнения ряда принятых ими с 1 марта 2022 г. договорных обязательств. В частности, для некоторых субъектов МСП процентная ставка по кредитным договорам (допсоглашениям к ним), заключенным с указанной даты, составит 1/2 ключевой ставки Банка России на день заключения договора (допсоглашения), увеличенной на 3 процентных пункта. Эти меры поддержки предоставляются при осуществлении основных видов экономической деятельности из утвержденного Перечня (Постановление Правительства Москвы от 23.03.2022 N 445-ПП (ред. от 13.04.2022) "О мерах экономической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в части предоставления льготных условий выполнения принятых договорных обязательств").

59) С 01.06.2022 г. вступает в силу Постановление Правительства Москвы, в соответствии с которым предоставляются дополнительные меры поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в городе Москве в форме единовременной компенсации - лицам, уплатившим административные штрафы, назначенные за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. (Постановление Правительства Москвы от 24.05.2022 N 921-ПП "О дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в условиях санкций").

60) Скорректирован размер финансовой поддержки организаций, обеспечивающих развитие экономического потенциала города Москвы. Финансовая поддержка предоставляется субъектам деятельности в сфере промышленности и организациям, реализующим проекты в строительстве. Поддержка предоставляется исходя из размера процентной ставки, установленного по кредитному договору и уменьшенного на 9 процентных пунктов (ранее - исходя из ставок 11 и 12 процентов соответственно). Льготные кредиты на пополнение оборотных средств предоставляются в объеме до 500 миллионов рублей. На реализацию инвестиционных проектов размер кредита может составлять до одного миллиарда рублей. (Постановление Правительства Москвы от 24.05.2022 N 882-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1820-ПП").

 


Наши партнеры