Обзор законодательства. Март 2022
1 Апреля 2022

Обзор законодательства. Март 2022


                                                                                 
    I.   Действующее законодательство

 №
п/п
 Наименование документа  Вступление в силу/Начало действия       Краткое содержание 
       Сфера применения: Строительство

         1    

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 334 

"О внесении изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации"


19.03.2022

 

Расширены полномочия Минстроя России

Реализованы положения Федерального закона от 06.12.2021 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".  К полномочиям Министерства отнесено установление формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы РФ.

     2

Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 321 

"О внесении  изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 35"

   

 01.09.2022

  
Уточнены условия принятия решения о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации до получения разрешения на ввод

Установлено, что условием принятия решения в отношении объектов электросетевого хозяйства, относящихся к линейным объектам инфраструктуры, необходимых для обеспечения осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров, в целях проведения их испытаний и пусконаладочных работ является получение в установленном порядке временного разрешения на допуск в эксплуатацию таких объектов. Временная эксплуатация указанных объектов допускается при условии соблюдения требований по вводу объектов электроэнергетики, их оборудования и устройств в работу в составе энергосистемы, предусмотренных Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2018 г. N 937.  

     3 Распоряжение Правительства РФ от 12.03.2022 N 485-р 
<О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 04.05.2017 N 865-р>
     

12.03.2022 

Услуги по подключению объектов капитального строительства к системам тепло- и водоснабжения, а также водоотведения включены в перечень услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций)

Сведения об услуге представляются Минстроем России для размещения в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".

   
     4

Приказ АНО НАРК от 21.03.2022 N 35/22-ПР

"Об утверждении и исключении наименований квалификаций и требований к квалификациям в строительстве" (вместе с "Наименованиями квалификаций и требованиями к квалификациям, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, представленные Советом по профессиональным квалификациям в строительстве", "Наименованиями квалификаций и требований к квалификации для исключения из Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификаций, закрепленные за Советом по профессиональным
квалификациям в строительстве")

   

 21.03.2022
01.03.2028 

АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям, представленные Советом по профессиональным квалификациям в строительстве

Перечень включает в себя, в частности: наименование и реквизиты профессионального стандарта, на соответствие которому проводится независимая оценка квалификации; уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с профессиональным стандартом; перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации; срок действия свидетельства о квалификации.  Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru.  

     5

<Письмо> Минстроя России от 01.03.2022  N 7797-ИФ/09 

<Об изменении условий заключенных контрактов на выполнение строительных работ из-за роста цен на строительные ресурсы>  

   

 -

Минстроем России даны разъяснения в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году

Разъяснен порядок применения Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". 

Сообщается, в частности, что возможность изменения цены комплексного контракта (предусматривающего одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства) в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капитального строительства Постановлением N 1315 не предусмотрена. При этом в отношении сметы комплексного контракта на выполнение работ по строительству, составленной в соответствии с Приказом Минстроя России от 30.03.2020 N 175/пр, допускается корректировка цены контракта в порядке, предусмотренном Постановлением N 1315 и Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.

     6

<Письмо> Минстроя России от 02.03.2022   N 8139-ИФ/09

<Об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года>


     

-

Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года

В дополнение к письмам от 7 февраля 2022 г. N 4153-ИФ/09, от 16 февраля 2022 г. N 5747-ИФ/09, от 24 февраля 2022 г. N 7009-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы. 

Индексы разработаны, в том числе, с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.  Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщаются дополнительно.

     7

<Письмо> Минстроя России от 04.03.2022   N 8556-ИФ/09
<Об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года>

-

Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года

В дополнение к письмам от 7 февраля 2022 г. N 4153-ИФ/09, от 16 февраля 2022 г. N 5747-ИФ/09, от 24 февраля 2022 г. N 7009-ИФ/09, от 2 марта 2022 г. N 8139-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы. 

Индексы разработаны, в том числе, с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.  Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщается дополнительно.

 8 <Письмо> Минстроя России от 14.03.2022   N 9932-ИФ/09

<Об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года>

 

-

Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года

В дополнение к письмам от 7 февраля 2022 г. N 4153-ИФ/09, от 16 февраля 2022 г. N 5747-ИФ/09, от 24 февраля 2022 г. N 7009-ИФ/09, от 2 марта 2022 г. N 8139-ИФ/09, от 4 марта 2022 г. N 8556-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы. 

Индексы разработаны, в том числе, с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.  Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщаются дополнительно.

 9

 <Письмо> Минстроя России от 22.03.2022   N 11596-ИФ/09
 <Об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года>

 

-

Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года 
В дополнение к письмам от 7 февраля 2022 года N 4153-ИФ/09, от 16 февраля 2022 года N 5747-ИФ/09, от 24 февраля 2022 года N 7009-ИФ/09, от 2 марта 2022 года N 8139ИФ/09, от 4 марта 2022 года N 8556-ИФ/09, от 14 марта 2022 года N 9932-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы, прочие работы и затраты, а также оборудование. 

Индексы разработаны, в том числе, с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.  Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщаются дополнительно.  

10

<Письмо> Минстроя России от 14.02.2022 N 5167-ИТ/09

<О начальной (максимальной) цене контракта>  

-

Изложена позиция Минстроя России по вопросу об определении начальной (максимальной) цены контракта

Сообщается, что в случае, если для определения НМЦК используется проектная (сметная) документация, разработанная на основании применяемой на дату формирования НМЦК сметно-нормативной базы, то для пересчета сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК используются индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату определения НМЦК. 

В случае, если проектная (сметная) документация разработана на основании сметно-нормативной базы, не применяемой на дату формирования НМЦК, то пересчет сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК осуществляется с использованием официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Росстатом для соответствующего периода

 11 <Письмо> Минстроя России от 05.03.2022 N 8975-КМ/16

<О направлении Перечня отечественного программного обеспечения, используемого на этапах жизненного цикла объектов капитального строительства, как альтернативы зарубежному программному обеспечению>

-

Представлена информация о наличии отечественного ПО, используемого в строительной отрасли, с целью замещения зарубежного программного продукта  Перечень включает 111 позиций на этапах жизненного цикла объекта капитального строительства - изыскания, проектирования, строительства и эксплуатации. 

Указаны наименование программного продукта, правообладатели, а также зарубежное ПО, которое полностью или частично замещается.

 12 <Письмо> Минстроя России от 01.03.2022 N 7921-ИФ/09
<О создании портала оперативного информирования о фактах значительного увеличения стоимости строительных ресурсов за короткий период времени>

-

На официальном сайте ФГИС ценообразования в строительстве создан портал оперативного информирования о фактах значительного увеличения стоимости строительных ресурсов за короткий период времени (менее месяца): https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/monitoring/facts

Посредством портала заказчикам строительства и подрядным организациям предоставлена возможность направления конкретной информации (заявок) о наличии фактов: 

-   значительного повышения стоимости строительных ресурсов, планируемых к закупке на объекты капитального строительства; 

-   отказа от продажи строительных ресурсов по зафиксированным ранее в контрактах ценам. 

Приоритетной является информация по ценообразующим строительным ресурсам, оказывающим существенное влияние на стоимость строительства объектов капитального строительства (капитального ремонта, реконструкции). 

Информация, предоставленная с использованием функционала созданного портала

ФГИС ЦС, может быть использована в рамках проведения соответствующих проверок ФАС России для выявления спекулятивных составляющих по факту значительного повышения стоимости строительных ресурсов. 

 13<Информация> Росреестра "Росреестр разъяснил новые антикризисные меры в сфере землепользования и регистрации недвижимости"

 

-

 Росреестр информирует об антикризисных мерах, ориентированных на поддержание строительного комплекса, а также в сферах землепользования и регистрации недвижимости

Разъяснены положения Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 

Так, в сфере регистрации недвижимости принятый закон исключает двойную проверку наличия правоустанавливающих документов на землю при вводе объекта в эксплуатацию. 

Уточнены законодательные положения применительно к объектам в водоохранных зонах и в зонах затопления и подтопления. 

Законом также предложен упрощенный порядок оформления прав на объекты государственной и муниципальной собственности, права на которые возникли при разграничении госсобственности в 1991 году. 

 14Пресс-релиз Мэра Москвы от 17.03.2022 "О мерах поддержки московских строителей"

-

В Москве разработан комплекс мер по поддержке жилищного строительства, ипотеки и всей строительной отрасли города  В перечне таких мер:  сохранение текущих объемов Адресной инвестиционной программы. Максимальный размер авансовых платежей по городскому заказу будет увеличен до 70%; на один год сохранятся текущие ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей строительства. Кроме того, застройщики получат беспроцентную отсрочку на 6 месяцев по арендным платежам и плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка за II квартал 2022 года;  в случае строительства новых промышленных предприятий арендная плата за земельные участки будет снижена до 1 рубля в год.  снижение платы за предоставление рассрочки по внесению земельных платежей до уровня 9,5%; за незначительные нарушения сроков строительства с застройщика не будет взиматься штраф.

  
     Сфера применения: Проектирование

15 

Постановление Правительства РФ от 01.03.2022 N 278 

"Об утверждении Правил принятия решения о признании проектной документации типовой проектной документацией и отмены такого решения, Правил использования типовой проектной документации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

 

13.03.2022

 

Установлен порядок принятия решения о признании проектной документации типовой проектной документацией и отмены такого решения

Предусмотрены критерии, которым должна соответствовать типовая проектная документация, а также срок ее применения. Утверждены Правила использования типовой проектной документации. 

Признаны утратившими силу отдельные положения актов Правительства РФ, а также Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 389 "О порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования", внесены поправки в отдельные акты Правительства РФ.  

 16 Приказ АНО НАРК от 21.03.2022 N33/22-ПР

"Об утверждении и исключении наименований квалификаций и требований к квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования"

21.03.2022 - 01.03.2028

 

АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям, подготовленные Советом по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурностроительного проектирования

Предусмотрены, в частности: наименование и реквизиты профессионального стандарта, на соответствие которому проводится независимая оценка квалификации; уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с профессиональным стандартом; перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации; срок действия свидетельства о квалификации.  Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru.

17 

 <Письмо> Минстроя России от 21.02.2022    N 3362-ОГ/08
<По вопросу восстановления проектной документации>

-

При отсутствии проектной документации эксплуатирующая организация должна принять все меры по ее восстановлению

Сообщается, в частности, что при комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. 

Пунктом 5.1.2 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" установлено, что при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). 

В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций. 

Результатом проводимых обследований является, в том числе проектная документация, основные требования к которой установлены ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации". 

Таким образом, при отсутствии проектной документации эксплуатирующая организация должна принять все меры по ее восстановлению.

       Сфера применения: Саморегулирование:

 18

 <Письмо> Минстроя России от 18.03.2022  N 11066-ТБ/02
<О контроле саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов>

 

-

Рассмотрен вопрос о контроле саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов

Сообщается, что положения Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" не распространяются на контроль саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов, осуществляемый в соответствии со статьей 55.13 Градостроительного кодекса РФ.

       Сфера применения: Закупки

   19   

Постановление Правительства РФ от 23.03.2022 N 439

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

24.03.2022 

Урегулированы некоторые вопросы, связанные с изменением цен госконтрактов из-за существенного увеличения стоимости строительных ресурсов

Изменения вносятся в некоторые акты Правительства РФ, предусматривающие возможность при соблюдении определенных условий по согласованию заказчика и подрядчика увеличивать цену госконтракта на строительство, реконструкцию, капремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

       Сфера применения: Персональные данные

 20 Приказ Роскомнадзора от 24.12.2021 N 253

"Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2022 N 67486)

 

11.03.2022 

Утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого Роскомнадзором при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных.
 Контрольные вопросы отражают содержание обязательных требований, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований в области персональных данных. 




                                                                                           II.   Проекты нормативных актов:
 №,
п/п
Наименование проекта документа   Статус Содержание проекта документа
 1 Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(подготовлен Минстроем России, ID проекта 02/04/12-21/00123352)

 

Подготовка заключения об ОРВ

 

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2020 № 468-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 10 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) была изложена в новой редакции, что позволило квалифицировать работы в отношении магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, осуществляемых методом прокладки нового участка трубопровода условно параллельно старому с последующим демонтажем старого участка (далее – метод «параллельной прокладки»), в качестве капитального ремонта.

     Однако в действующем законодательстве не урегулированы вопросы, сопутствующие проведению указанных работ (обеспечения контроля безопасности объекта, оформления прав на землю, изменения зон с особыми условиями использования территорий и др.). В связи с чем отсутствует реальная возможность проведения указанных работ в качестве капитального ремонта, они продолжают осуществляться по правилам реконструкции.

     Для более четкого разграничения реконструкции и капитального ремонта законодательное закрепление дополнительного критерия капитального ремонта, осуществляемого в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ, согласно которому в ходе работ по капитальному ремонту не должно происходить увеличения существующих минимальных расстояний. 

В целях обеспечения возможности проведения капитального ремонта существующих линейных объектов по инициативе третьих лиц, планирующих строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных средств, необходимо исключить требование о предоставлении акта, содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в указанных случаях.
В целях обеспечения контроля безопасности объекта признание допустимости оформления обоснования безопасности опасного производственного объекта при капитальном ремонте, осуществляемом в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ.

Определение в земельном законодательстве возможности: 

•                     установления публичного сервитута для проведения капитального ремонта, осуществляемого в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ, и для последующей эксплуатации новых наземных частей трубопровода; 

•                     изменения зон с особыми условиями использования территорий при проведении капитального ремонта, осуществляемого в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ, а также порядок таких изменений.

Определение особенностей государственного кадастрового учета ввиду изменения основных характеристик трубопроводов вследствие капитального ремонта, проведенного в соответствии с частью 10 статьи 52 ГрК РФ. 

 2

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Подготовка заключения об ОРВ

 

В целях распространения предусмотренного статьей 52.2 ГрК РФ механизма переноса линейных объектов на магистральные газопроводы, сети газораспределения, магистральные нефтепроводы предлагается внести соответствующие в часть 1 статьи 52.2 ГрК РФ. Кроме того, предлагается внести в ГрК РФ изменения, предусматривающие дополнение пункта 2 части 3.4 статьи 49 ГрК РФ исключением в части проектной документации, предусматривающей строительство, реконструкцию, капитальный ремонт линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. 

 3 

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта Федерального закона и независимая антикоррупционная экспертиза 

 Законопроектом предусматриваются следующие изменения: - пункт 2 части 5 статьи 5.2 Кодекса исключен из перечня мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства;

- в части 6 статьи 49 Кодекса государственная историко-культурная экспертиза проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия исключена из перечня экспертиз, проводимых в отношении проектной документации; 
-                     в абзаце десятом статьи 28 Федерального закона № 73-ФЗ конкретизирована цель проведения государственной историко-культурной экспертизы;
-                     в абзаце десятом статьи 30 Федерального закона № 73-ФЗ конкретизированы объекты историко-культурной экспертизы.        Кроме того, в соответствии с вышеизложенным предлагается внести корреспондирующие изменения в статью 51 Кодекса в части исключения особого порядка выдачи разрешения на строительство при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, а также в статьи 33, 36 и 45 Федерального закона № 73-ФЗ в части исключения требования о необходимости согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, если в отношении такой проектной документации проводится градостроительная экспертиза. 

 4

Проект Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)



Проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта нормативно правового акта и антикоррупционная экспертиза

 
 

Подготовлен проект нового закона об архитектурной деятельности в РФ

Проект закона определяет субъектов архитектурной деятельности, к которым относятся, в частности, Минстрой России, некоммерческие организации и объединения архитекторов и лица, осуществляющие архитектурно-строительное проектирование, а также уточняет их права и обязанности.

Документом под архитектором понимается физическое лицо, имеющее высшее архитектурное образование и осуществляющее архитектурную деятельность на профессиональной основе. Законопроект также содержит отдельные статьи о главных архитекторах проекта, субъектов РФ и муниципальных образований. Предлагается признать утратившими силу ряд законодательных актов и их положений, в том числе - действующий в настоящее время Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

 
 5 

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменения в пункт 13 Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

 

Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза 

 Проект постановления устанавливает требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

В целях сокращения конечных сроков реализации проектов  и снижению административных барьеров при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства проектом постановления предлагается исключить из перечня документов, представляемых для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 6 Проект приказа Минстроя России «Об утверждении критериев, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

(подготовлен Минстроем России, ID проекта 02/08/12-21/00123463)

 Подготовка заключения об ОРВ

 
 Краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования: 

     1 июля 2021 года принят Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон  № 275-ФЗ), предусматривающий, в том числе замену института экономически эффективной проектной документации повторного использования институтом типовой проектной документации. В этой связи необходимо утвердить критерии, на основании которых будет устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации, а также внести корреспондирующие изменения  в соответствующие НПА.

        Разработан  в целях реализации части 4 статьи 48.2 ГрК РФ, а также в соответствии пунктом 11 Плана-графика подготовки актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 1 июля 2021 г.

№ 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 28 июля 2021 г. № 8162п-П49.

 7 Проект приказа Минстроя России «О внесении изменений в Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр».

Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза 

 Разработан Минстроем России в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ в целях обеспечения соблюдения заказчиками требований законодательства о контрактной системе в части обеспечения соответствия структурированных сведений о контракте, включаемом в реестр контрактов, заключенных заказчиками, в единой информационной системе в сфере закупок условиям заключенного контракта и смете контракта, и предусматривает закрепление обязанности отражения в ведомости объемов выполненных работ и смете контракта отдельной позицией оборудования, поставляемого в ходе выполнения работ и принимаемого заказчиками на баланс в качестве основных средств, а также обязанность отражения страны происхождения такого оборудования и указания стоимости такого оборудования как с учетом налога на добавленную стоимость для налогоплательщиков и без учета налога. Данные поправки в проект Приказа позволят синхронизировать информацию о поставляемом оборудовании, указанную в смете заключенного контракта, и в Акте о приемке выполненных работ.

     Вносимые изменения конкретизируют дату утверждения проектной документации.

        Проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, устанавливается данными изменениями как приоритетный метод определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации.

         Предусматривается включение в смету контракта отдельной строкой затрат на выплату премии за досрочное завершение исполнения контракта (выполнение всех предусмотренных контрактом работ, в том числе обеспечивающих возможность ввода объекта в эксплуатацию), если таковые предусмотрены в сводном сметном расчете стоимости строительства. 
 8 Проект приказа Минстроя России  «Об утверждении перечня документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, состава сведений, включаемых в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства, порядка внесения изменений в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства, оснований для отказа во включении сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства, перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства». 

Подготовка заключения об ОРВ

 

 Разработан в соответствии с частью 13 статьи 55.5-1 Кодекса в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

     Документом утверждается перечень документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 статьи 55.5-1 Кодекса (в редакции Федерального закона № 447-ФЗ), состава сведений, включаемых в национальный реестр, порядка внесения изменений в национальный реестр, оснований для отказа во включении сведений о физическом лице в соответствующий национальный реестр, перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра.  

 9 Проект приказа Минстроя России     «Об утверждении оснований для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза 

 Разработан в соответствии частью 17 статьи 55.16 Кодекса в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью обеспечения соблюдения имущественных прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в случае исключения из государственного реестра саморегулируемых организаций сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являются; сокращение сроков восстановления их правоспособности осуществлять предпринимательскую деятельность.     В проекте приказа содержатся положения, устанавливающие предусмотренные действующим ранее порядком взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 и 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом Минстроя России от 29 мая 2019 г. № 306/пр, обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению.

 10 Проект приказа Минстроя России «Об утверждении Методики определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для строительства сетей инженерно-технического обеспечения».

 Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза 

 Разработан в соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2017, № 31, ст. 4740), подпунктом 5.4.23(1) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038.

 Методика предназначена для применения при определении сметной стоимости работ по подготовке проектной и рабочей документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса сетей инженерно-технического обеспечения на территории Российской Федерации. 

 11Проект приказа Минстроя России «Об утверждении Методики определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для создания инженерно-технической системы антитеррористической защищенности объектов жилищно-гражданского назначения»

 Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

 Разработан в соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Методика предназначена для применения при определении сметной стоимости работ по подготовке проектной и рабочей документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса инженерно-технических систем антитеррористической защищенности на территории Российской Федерации.
 12

 Проект Приказа Минстроя России "Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов"

 Проведение публичных обсуждений и независимая антикоррупционная экспертиза 

Подготовлен проект новых требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и порядка определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов
Проектом, в частности, предусматривается введение определенных запретов, направленных на повышение энергетической эффективности. В частности, с 1 сентября 2022 г. не допускается строительство новых многоквартирных домов ниже класса энергетической эффективности "Е" (пониженный), а с 1 сентября 2027 г. - ниже класса энергетической эффективности "В" (высокий).  Предлагается признать утратившими силу приказы Минстроя России, регулирующие аналогичные правоотношения.

 13

 Проект Федерального закона N 94578-8 "О     внесении    изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации"

 

Внесен в ГосДуму РФ
25.03.2022 г.

Предлагается предоставить Правительству РФ дополнительные полномочия по регулированию в 2022 году особенностей выдачи ряда документов и согласований, необходимых для осуществления градостроительной деятельности и строительства Законопроектом Правительство РФ также наделяется полномочием определять размер авансирования по договорам об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в размере свыше 30 процентов.
Кроме того, законопроектом, в числе прочего:
      предусматривается уточнение понятия исчерпывающего перечня документов, необходимых застройщику для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и устанавливается запрет требовать документы, находящиеся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных указанным органам организаций; 
       упрощается оформление прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража, индивидуального жилищного строительства. Так, срок проведения кадастровых работ в отношении указанных земельных участков не должен превышать трех рабочих дней. Сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанные земельных участки также не должны превышать трех рабочих дней или пяти рабочих дней, если заявление подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
         исключается излишнее согласование строительства в границах приаэродромных территорий объектов капитального строительства, ненормируемых по уровню шума; 
         устанавливается, что в 2022 году при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог четвертой и пятой категорий согласование строительства, реконструкции объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, не требуется.  





Наши партнеры